Наука, религия и между ними Джидду Кришнамурти
Любопытно что высказывания гениев науки и духовных гуру часто совпадают. Хотя того, кого я хочу процитировать и о ком рассказать, правильней назвать философом:
Мне кажется, что основным предметом вопроса является сам ум, но не задачи, которые ум поставил и силится решить. В том случае, если ум ограничен, мелок, узок, то, сколь велики и сложны не были бы задачи, он будет подходить к их решению в рамках своей мелочности. … Хотя у него есть удивительные способности: он изобретателен, горазд на коварную, хитрую мысль, тем не менее, ум всё же мелочен. Пусть он может цитировать Маркса или Гиту или другую религиозную книгу, но по-прежнему это — мелкий ум, и маленький ум; встань перед ним сложная проблема — так он будет справляться с ней в рамках самого себя, и тем самым проблема и страдание умножатся. Таким образом, вопрос стоит следующий: может ли ум, что мелок, ограничен, может ли он быть превращен во что-то, что не сковано своими собственными ограничениями?"
Джидду Кришнамурти. Википедия.
С которой совпадает известная цитата:
“Ни одна проблема не может быть решена на том уровне сознания, на котором она создана”
Альберт Эйнштейн
Любопытно, что натолкнулся я на эти цитаты, слушая книгу Свами Радханатха "Путешествие домой" про путь духовного искателя, который встретился с Кришнамурти в возрасте 20 лет в Индии. Кришнмурти пророчили стать новым пророком, наравне с Иисусом, но он отказался от всех последователей и отверг необходимость создания новых учений и религий. Мне учение Кришнамурти показалось интересным, поскольку он отрицал все религиозные догматы и гуру и призывал самостоятельно идти к поиску ответов посредством изучения своего ума и освобождению от эго:
Для того чтобы пробудить этот разум нужно, чтобы имело место великое желание знать, но не предполагать. Держите в голове, что то, что для меня является непреложной истиной, фактом, для вас — теория, и простое повторение моих слов не даст вам знаний и доказательств; это может быть лишь гипотеза, ничего более. И только посредством эксперимента и действий различите вы реальность. Тогда это не чьё-то: ни ваше, ни моё
Джидду Кришнамурти. Википедия.
Очень интересный духовный учитель и философ, который учит учиться только на основе своего опыта и никого не слушать. Его история удивляет, вдохновляет, заставляет задуматься. Этого человека пытались сделать новым аватаром бога на земле, но он выбрал иной путь.
Он учит не учению, а тому как ДУМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ОСОЗНАВАТЬ, как самому понимать себя и этот мир. Очень вдохновляет, прямо парадокс какой то восприятия возникает, сложно сформулировать словами, поэтому попытаюсь цитатами.
Умение наблюдать глубину и возможности нашего поведения таким, как оно происходит в данный момент, становится необходимым действием в преобразовании нас самих и общества. Когда посетители его публичных бесед спрашивали его, почему он говорит и чего он хочет достигнуть, он отвечал:
«Я хочу вам кое-что сказать, возможно, рассказать о таком способе, которым можно узнать, что такое действительность, – не о способе как системе, о том, как можно приступить к этому сложному делу. И если вы сможете найти его сами для себя, то тогда больше не будет одного говорящего, все мы будем говорить, все мы будем выражать эту действительность в наших жизнях, в которых существуем… Правду нельзя накопить. То, что накоплено, всегда разрушается; оно увядает. Правда никогда не может увянуть, потому что ее можно найти только на мгновение, от мгновения к мгновению в каждой мысли, в каждых отношениях, в каждом слове, в каждом жесте, в улыбке, в слезах. И если вы и я сможем найти и прожить ее – сама жизнь и есть процесс ее нахождения – тогда мы не станем пропагандистами; мы станем творческими человеческими существами – не совершенными людьми, но творческими людьми, что далеко не одно и то же. И именно поэтому, я думаю, я здесь сейчас говорю с вами, и возможно именно поэтому вы меня здесь слушаете.
Есть только одна проблема; ответа нет; поскольку в понимании проблемы и лежит ее исчезновение»
Я читал что многое физики, включая Эйнштейна и его коллегу, физика Дэвида Бома прониклись древним ведическим учением и глубиной буддистского и ведического знания об устройстве вселенной. Нет смысла отрицать что в этом есть какая то мистическая и таинственная связь, которую они пытались разгадать. Я был удивлен, когда узнал что Кришнамурти долгие года сотрудничал с Дэвидом Бомом, почувствовав множество параллелей между квантовой теорией и учением духовного гуру.
Все мы знаем, что в квантовой теории еще остались неизвестные переменные и нерешенные задачи, но что если это проблема не теории, а ограниченности нашего ума?
Кстати, именно Бом работал над голографической моделью вселенной, еще одной невероятно интересной теорией, которую я уже пару лет хочу почитать в одноименной книге.
"Бом предполагал, что каждый пространственно-временной участок мира содержит в себе весь порядок вселенной. Это включает в себя как прошлое, так настоящее и будущее. Подобно голограмме, где каждый сегмент содержит информацию о целом запечатлённом объекте, каждый участок воспринимаемого нами мира содержит в себе полную информацию о структуре вселенной или целого мира. В этой холистской концепции никто и ничто в нашей жизни не остров. Всё, включая мысли и поступки, произрастает из единой основы, приводя к тому, что любое изменение в одной части мира немедленно сопровождается или отражается в соответствующих изменениях во всех остальных частях. "
Я не очень хорошо знаю физику, может быть это и хорошо. Все это связано (Как в сериале "Холистическое детективное агенство Дирка Джентли") и от этого даже захватывает дух... Нет мира физического и не физического, все это часть чего-то безграничного, что нам еще не дано осознать, увидеть всю картину. Думаю что где то на грани наших знаний о физическом мире и мире эмпирическом, духовном, божественном, рано или поздно, найдутся ответы на главные загадки вселенной.
Почитать:
- Всем искателям и всем физикам рекомендую самостоятельно погрузиться в статьи википедии о Кришнамурти и Боме - любопытно очень.
- Книга жизни. Ежедневные медитации с Кришнамурти Автор: Кришнамурти Джидду