Фотография в моей жизни
С благодарностью к моим родителям
Продолжаю ностальгический экскурс в историю моих увлечений, начатый здесь.
Берясь за этот текст, я понял, что за малостью моих тогдашних лет не очень представляю, как обстояло дело с любительской фотографией в Советском Союзе - ещё до повсеместного появления минилабов. У отца был фотоувеличитель, бачки, глянцеватель, красная лампа, коробка с химией - проявка пленки и печать происходили у нас дома. Фотоувеличитель был и у моего дяди (хотя я никогда не видел, как он им пользовался). Поэтому мне казалось, что так и происходит этот процесс: снял, сам проявил и напечатал. Была ли фотография в те времена уделом энтузиастов, либо существовал неизвестный мне мир массовой фотографии с услугами проявки и печати?
Итак, моя первая фотокамера. Легендарная "Смена-8М"
Самый массовый фотоаппарат в мире (даже в книгу Гиннеса занесен) выпускался знаменитым заводом "Ломо". Мне он перешел от отца, когда тот купил себе "Зенит".
Аппарат полностью механический - никакой электроники и автоматики, никаких экспонометров и калькуляторов. Фокусировка - шкальная, т.е. наводиться на резкость нужно было выставляя на шкале объектива расстояние до объекта съемки.
Удивительно, но несколько лет довольно успешно снимая этой камерой, я так и не разобрался с тем, что такое выдержка и диафрагма. Дело в том, что несмотря на отсутствие автоматики, снимаеть ей было очень просто. Диафрагма выставлялась неудобным колечком на торце объектива. Шкала с одной стороны была промаркирована в значениях диафрагмы (всего было доступно 5 значений: f/4, 5.6, 8, 11 и 16), а с другой в единицах светочувствительности плёнки. То есть, предполагалось, что диафрагма будет выставлена один раз на всю плёнку в зависимости от её чувствительности. А подбирать экспозицию нужно было изменяя выдержку. Это тоже было несложно: значения выдержек дублировалось символами погоды - солнечно, дымка, облачно, тучи. Шкала фокусировки тоже снабжалась символами: портрет, групповой портрет, пейзаж... Вставил пленку, выставил диафрагму в зависимости от её чувствительности, поставил выдержку в зависимости от погоды, настроил фокус в зависисмости от сюжета - и вуаля!
Пленка прощает небольшие огрехи в экспозиции, а карточки тогда печатались маленькие, так что выходили вполне годными.
Объектив - Триплет "Т-43", 40/4. Идеально для стрита, если бы тогда я знал, что это такое :) Кстати, взвод затвора не был совмещен с перемоткой плёнки. Перематывать нужно было тугим ребристым колёсиком на задней стенке, а взводить затовр курком на объективе. Иногда я забывал перемотать, а просто взводил курок - получалась модная нынче мультиэкспозиция.
Плёнка была, разумеется, отечественная - "Тасма" или "Свема". Самая распространённая - 64 (потом стали делать 65) единиц, в зелененьких коробочках.
Иногда в продаже бывала 32-я плёнка, а вот 250-й я кажется никогда и не видел. В Самаре в то время был один фотомагазин - "Зоркий" на Куйбышева. И были фотоотделы в крупных магазинах - например, в ЦУМе "Самара", на втором этаже. Плёнка продавалась как правило без кассеты - просто рулон. И пред использованием её нужно было намотать на катушку и вставить в разборную кассету. Разумеется, в полной темноте.
Проявлял плёнку отец, а вот в печати фотографий я участвовал и сам. Сейчас не вспомню точно модель фотоувеличителя - какой-то "УПА", складной, в чемоданчике. Что-то типа такого:
Действие происходило в ванной комнате, увеличитель стоял на стиральной машинке, и в его свете на фотобумаге (кончено это были "Славич" или "Березка") появлялись изображения.
А ещё у меня была такая книжка:
Я её штудировал, но без особого успеха. Впрочем, она у меня и сейчас есть :)
А потом наступили времена "кодака", минилабов и фотомыльниц. Мыльницы у меня никогда не было, хотя снимать ими мне приходилось много и разными - были и собственно "кодаки", и "практики", и "минольты". А ещё я пробовал снимать на отцовский "Зенит-11" (разумеется уже на импортные плёнки - кодак, фуджи, агфа).
Тут уже был калькулятор, который помогал устанавливать экспозицию. Ну и, разумеется, фокусировка через объектив по матовому стеклу - зеркалка же! Впрочем, неумеючи, без автоматики, снимать все равно было сложно. Но фотография - такая штука, что хороший кадр может выйти и случайно. Так что хорошие кадры иногда бывали :)
Увы, время "зенит" не пощадило - залипли шторки затвора. А вот объективом - "Гелиос 44М-4" - я снимаю до сих пор, уже на цифру. Объектив этот принято ругать, но у меня видимо удачный экземпляр - достаточно резкий в центре, с приятным цветом и, конечно, со знаменитым "крученым боке". Между прочим, его прародитель - Carl Zeiss Jena Biotar 58/2.
А потом началась цифра. Первой цифровой камерой у меня была какая-то кэноновская мыльница. Если не изменяет память, Canon PowerShot A75.
Впрочем тогда я серьёзно увлекался видео, и фотоаппарат был так - чтобы был.
Но именно с видео, наконец, и началось моё осознанное увлечение фотографией. Долго выбирая между кэноном и никоном, я в конце концов остановился на Sony. Сначала была Sony DSLR-A200 (c CCD-матрицей - шумная уже на ISO400, но с прекрасной цветопередачей), потом новаторская и долгожданная всеми сонистами Sony SLT-A77 (у меня кажется была первая 77-я сонька в Самаре), а потом маленький беззеркальный Sony NEX-3N, которым я снимаю и сейчас. И, наконец, недавнее приобретение - древняя (серидины 60-х) плёночная Minolta SR-1.
Но это уже совсем другая история...