Любимые художники. Ян ван Эйк
Хочу обратить внимание на то, что в заголовке употреблено слово "любимые", а не "лучшие". Всё это - лишь мои субъективные впечатления. А личные пристрастия, знаете ли, штука неожиданная - я иногда и сам не могу объяснить (хотя постараюсь это сделать), почему мне нравится этот художник и оставляет равнодушным другой. Например, я весьма спокойно отношусь к искусству Возрождения. Я понимаю, что Леонардо, Микеланджело и Рафаэль - величайшие художники, и осознаю их вклад в историю искусств - но вот не трогают. А вот так называемое "северное возрождение" мне почему-то симпатично. С его представителя и начнём.
Ян ван Эйк (1385-1441)
Наверное, самая известная его работа: "Портрет Путина и дамы в зелёном четы Арнольфини". 1434 год. Висит в Лондонской национальной галерее.
Художник, как и полагалось в то время, писал много на религиозную тематику. Но были у него и такие бытовые вещи.
Характерная особенность ван Эйка (признаюсь, этим он мне и нравится) - насыщенность картин деталями и всевозможными визуальными трюками. За это его ценят любители поиска символов и тайных смыслов (впрочем, символизм был весьма характерен для живописи того времени).
Давайте посмотрим повнимательней. Самое светлое пятно, причем в самом центре картины - соединённые руки. А над ними зеркало, в котором отражаются герои и комната.
Если предположить, что герои позировали для портрета - в зеркале мы должны были бы увидеть самого художника. Но его нет, а есть две фигуры в дверях - видимо, пришли гости. Впрочем, художник всё-таки присутствует: затейливая надпись на стене над зеркалом гласит "Здесь был ван Эйк" - говорят, это одна из первых подписей на картине в истории живописи.
Ещё одна деталь, которую любят толкователи символов - в люстре горит всего одна свеча, над мужчиной.
Но оставим символы - просто интересно разглядывать картину, костюмы, интерьер и детали быта.
Фрукты на столике, а один - на подоконнике.
Герои сняли обувь и стоят босые.
Ну и, конечно, шикарная шляпа на мужчине.
Ещё одна вещь, которая мне очень нравится - "Мадонна канцлера Ролена" (1435 г., Лувр)
Заказчик картины - канцлер Бургундии Николас Ролен. Он и изображен на ней, молящийся перед Мадонной.
Здесь тоже есть, что порассматривать.
Сад, с гуляющими павлинами и две мужских фигуры, разглядывающие что-то вдали. Есть гипотеза, что в виде таких второстепенных и не сразу заметных персонажей, ван Эйк изображал самого себя. В частности, красный тюрбан на голове одного из этих мужчин считают отсылкой к вот этому автопортрету ван Эйка.
"Мужчина в тюрбане (предположительно автопортрет)" (1433 г., Лондонская национальная галерея)
В похожем тюрбане ван Эйк изобразил и уже знакомого нам Джованни Арнольфини (1935 г., Берлинская картинная галерея)
Впрочем, атрибуция картин штука тонкая - где гарантия, что это именно Арнольфини, а не кто-то ещё, может быть даже сам ван Эйк?
Но давайте посмотрим ещё несколько работ (насколько это позволяют сделать картинки из сети).
Адам и Ева - фрагменты Гентского алтаря (алтарь в соборе Святого Бавона в городе Гент, Бельгия).
Посмотрите, какие фигуры - как будто актёры в каком-то артхаусном кино. Это вам не идеально красивые люди Высокого Возрождения.
"Мадонна у фонтана" (1439, Королевский музей изящных искусств Бельгии).
"Мадонна Лукка" (1436, Штеделевский художественный институт)
"Св. Иероним в своей келье" (1432, Детройтский институт искусств)