Империя Солнца - индейский социализм
(Источник фото)
Империя Солнца - индейский социализм
Империя Солнца – не смотря на свои дикие законы и обычаи, по устройству общества, можно назвать – социалистической державой. По благосостоянию, почти весь народ (ну за исключением немногочисленной элиты – около 800 семей) жил примерно одинаково. Крестьянин работая на поле, выращивал маис. Весь урожай он сдавал государственному чиновнику. Взамен крестьянин получал другие вещи и продукты, которые он не производил. Одежду, масло, картофель, посуду и даже немного коки – на праздник. Также обстояло дело и с ремесленником. Ткач – сдавал полотно а государство его кормило и обувало и т.д.
Стоит отметить, что голодных и оборванных в «Империи Солнца» не было. Если где то семья по недогляду, или злому умыслу, испытывала нужду, то из местного чиновника, могли сделать и барабан. При этом и быт чиновника, не слишком отличался от простолюдина. Эдакий деревенский староста. Законы были строгие, но всё же справедливые. Например, если крестьянин, не выполнял норму по сдачи продуктов государству, его пороли бамбуковыми палками, если кто в будни жуёт коку – его то же пороли. При повторении проступка – виновника ждала смерть.
Денег в Солнечной Империи не было. Всё золото, выработанное, или ещё лежащее в земле, по принципу принадлежало инке. Если даже у крупного чиновника, находили золотые предметы роскоши – это значит он украл это, или утаил от Сына Солнца. Виновнику на спину сбрасывали камень. Если он и выживал, после этого, то превращался в калеку. Можно сказать, что при таком раскладе и соблазнов к коррупции не было.
(Источник фото)
Но всё же не стоит идеализировать этот социализм. Конечно Пурех (простолюдин) был социально защищён, но вот личной свободы было мало. Почти весь уклад жизни был регламентирован. Даже невесту, для молодого человека, выбирал местный чиновник.
Вся жизнь Пуреха, от рождения, до смерти, делилась на десять стадий:
НОВОРОЖДЕННЫЙ – ничего не обязан делать, о нём заботится мать.
ПОЛЗАЮЩИЙ РЕБЁНОК – ничего не обязан делать, о нём заботится вся семья
ИГРАЮЩИЙ РЕБЁНОК (примерно с 2 – 8 лет) – ничего не обязан делать, о нём заботится государство. То есть он уже встал на учёт к чиновнику и тот начинает выделять на него еду и одежду.
ПОМОГАЮЩИЙ РЕБЁНОК (с 8 до 12 лет) - обязан помогать родителям в домашних и полевых делах, а ещё разучивать религиозные гимны и учится ремёслам.
ВЗРОСЛЫЙ РЕБЁНОК (12-18 лет) - им уже доверялась, несложная, но ответственная работа, например пасти лам, ставить силки на мелкого зверя, ловить рыбу. А так же исполняли мелкие поручения курака (Старосты)
САЙЯ-ПАЯК (18-25 лет)- в этот период юноши призывались на службу. Это могла быть армия, или «стройбат» строительство дорог, храмов, складов, крепостей. А так же служба на почте. В этот период, молодой человек, мог или погибнуть, или сделать карьеру. Он мог стать военачальником, или мелким чиновником. Мог вернуться калекой. Заботы по его содержанию, в этом случаи, брал на себя чиновник из той деревни, из которой он призывался. Сайя-Паяк пожалуй лежит основу для всей будущей жизни.
ХАТУН-РУНА – пожалуй самая долгая и основная стадия жизни. В этот период человек обязан работать, отдавать подати, призываться на временную сезонную работу (миту). В этот период он обязан женится, на девушке, которую сосватает курак, оставить и воспитать потомство. А так же на него ложилась забота о престарелых родителях. Пурех – основной налогоплательщик, на его плечах держалось всё государство.
СТАРЦЫ (50-70 лет) – частично заботу о содержании, брало на себя государство. Но и старики, выполняли не трудную, но ответственную работу. Пересчитывали мешки с урожаем, сортировали семена, обучали детей.
ГЛУХИЕ СТАРЦЫ (70 и более лет) - не обязаны работать, заботу о них несут государство и дети.
БОЛЬНЫЕ И УБОГИЕ – от этих людей, требовали работу по способностям. Так при дворе инки, была целая рота карликов, которые развлекали народ
Безногих отряжали в ткацкие цеха, или поручали делать роспись посуды и т. д. Люди 10 категории, могли женится, лишь только с подобными себе. То есть 10 категорию, можно сравнить с закрытой кастой. Слепой женится на слепой, кривая на кривом и т. д.
По приказу правящей династии империя строила многочисленные дороги. Колёсного транспорта в «Империи Солнца» не знали, но гужевой и пешеходный транспорт, был вполне обеспечен комфортабельными дорогами и мостами. Эти дороги в отличном состоянии сохранились и до сих пор. Две главные магистрали пересекали страну с севера на юг. Одна шла ближе к побережью океана, другая была в глубине Анд. Ну ещё плюс, многочисленные соединения с этими основными индейскими автобанами.
(Источник фото)
По всей длине дорог, стояли почтовые посты. Примерно на расстоянии 2- 3 км. Почтальонами (часки), как я уже упоминал, служили юноши 18-25 лет. Увидев приближающего часки с соседнего поста. Юноша бежал ему навстречу, а тот как эстафетную палочку, передавал ему пакет с посланием. После передачи часки разворачивался и бежал к своему посту, Там его менял напарник и бежал к посту следующему и т.д. Казалось бы примитивно. Но почта империи была очень эффективна. Так из Куско в Киото (около 2000 км) письмо доходило за 3 с небольшим суток.
Частной собственности в Империи Солнца не было. Все недра, поля, луга, реки и озёра принадлежали Инке. А он как бы сдавал в аренду землю, дома, реки, своему народу. Казалось бы нет частной собственности – нет и зависти. Нет поводов для недовольства. Даже по современным меркам законы кажутся вполне справедливыми. Но бунты всё же случались. Так восстание в городе Тумбесе жестоко подавил инка Тупак Юпанки. Был бунт и в самом Куско – столицы империи. После землетрясения, один из 200 тонных блоков крепости Саксайуман выпал. Решили его поставить на место, а этот кирпичик сорвался и перебил 400 рабочих. Те поднялись и перебили чиновников, на этой стройке.
Все же главным минусом индейского социализма, были не жестокие законы и тяжёлый труд, а слишком мало было личной свободы у народа. Вся жизнь человека – винтика государства, с педантичностью расписана. Сколько, когда и где…