Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Катха-упанишада. Чувственные наслаждения. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА


     Осознать момент между двумя дыханиями довольно сложно, так же проблематично, как осознать смерть и прийти к вечности. Проблема заключается в непостоянной природе нашего ума. Ум вечно предпочитает блуждать за мыслями, устремляясь к приятному и стараясь избегать неприятного. Тот, кто скажет, что ум легко контролируется, сильно заблуждается в этом. Вы можете убедиться в этом самостоятельно. Для этого сосредоточьте внимание на картине какого-либо художника и не думайте ни о чём. Просто наблюдайте. Как только вы начнёте свои наблюдения, в уме сразу начнут появляться мысли типа: «Кто художник? Сколько лет этой картине?»

     Однако повелитель смерти, говоря о том, что атман входит и выходит через циркуляцию воздушных потоков (прану), даёт Начикете некоторый намёк на способ управления умом. Через управление дыханием можно контролировать ум. Эта простая идея легла в основу йогических дыхательных техник пранаямы. Одна из таких техник описана в Йога-Татва-упанишаде.

В позе лотоса пусть йогин начинает управлять дыханием. Пусть наполняет канал ида воздухом, закрыв большим пальцем правую ноздрю и делая вдох через левую ноздрю. Наполнив воздухом канал ида, необходимо сделать задержку дыхания.   Далее необходимо сделать выдох через канал пингала, правую ноздрю, закрыв левую. А затем всё необходимо повторить в обратном порядке: вдох через пингалу, а выдох через иду.


     Занятие пранаямой

     В этой упанишаде мы опять встречаем две ипостаси Бога, две явные противоположности: Солнце и Луну, о которых нам уже говорил повелитель смерти. По правой части человеческого тела протекает энергия «солнца». Она возбуждает наш ум, заставляя творить и испытывать страсть или гнев. По левой части струится противоположность — лунная энергия, которая несёт нам умиротворение и покой. Так или иначе, обе они сходятся в единой точке, где отсутствует дыхание и происходит осознание смерти. Что подтверждается опять же в строках Йога-Татва-упанишады:

Пусть йогин сдерживает вдох и выдох, достигнув совершенства в этом, дыхание его остановится.

     Бездыханность означает прекращения действия чувств, а, значит, — контроль над ними. Таким образом, мудрецы Востока разными техниками пытались помочь живому существу справиться со своим умом. Они на собственном опыте убедились и выяснили, что, пока в уме присутствуют мысли, он будет цепляться за них, испытывая то гнев, то счастье, то умиротворение.


     Успокоение тела, речи и ума — основа умиротворённости

     В следующей истории из Шримад-Бхагаватам будет присутствовать всё: гнев и умиротворение, безумная страсть и мрачное разочарование, любовь и боль измен, мудрость и глупость.

     Когда великий мудрец Шукрачарья выдал свою прекрасную дочь Деваяни замуж за великого царя Яяти, он также женил на нём и её подругу Шармиштху. При этом гуру дал царю такое наставление: «О, царь, никогда с Шармиштхой не дели общее ложе».


     Царь Яяти, Деваяни и Шукрачарья

     Когда у Деваяни родился славный малыш, завистливая подруга Шармиштха пришла к Яяти в момент благоприятный для зачатия. Оставшись наедине, она попросила царя подарить ей ребёнка.

     Царь при виде восхитительного и пленительного женского тела впал в вожделение, он захотел овладеть Шармиштхой. К тому же, он как царь и муж, не мог не выполнить просьбу жены. Он размышлял так: «Исполнить просьбу женщины в желании родить — это по дхарме, это долг царя!» Несомненно, царь помнил наставление мудреца, но, движимый страстью, посчитал религиозный долг царя гораздо выше.

     Когда ревнивая и надменная Деваяни узнала об измене и о том, что её подруга ждёт ребёнка от царя Яяти, она пришла в страшный гнев и отправилась в отчий дом. Царь Яяти бросился в погоню, догнал и предпринял попытку успокоить жену, но она была непреклонна.

     Разгневавшись, Шукрачарья проклял царя: «О, глупый изменщик, движимый плотскими страстями, ты совершил грубую ошибку! Я проклинаю тебя! По моему проклятию старость пронзит твоё тело и сделает его безобразным!»


     Шукрачарья проклинает царя Яяти

     Испугавшись, царь Яяти взмолился: «О, мудрец, я ещё не успел насладиться твоей дочерью, а ты уже проклинаешь меня старостью и немощью». Тогда вместе с проклятием, думая о счастье дочери, Шукрачарья дал благословение: «Ты сможешь вернуть молодость, если кто-нибудь согласится поменять свою юность на твою безобразную старость».

     Царь сразу же воспользовался уловкой и обратился к своим сыновьям с просьбой отдать их молодость в обмен на его старость. Только один сын из трёх согласился на такое безумное предложение отца. Получив молодость, царь снова погрузился в сансару. В один прекрасный день, пресытившись нескончаемой чередой наслаждений и страданий по их отсутствию, Яяти понял, что, сколько бы он не удовлетворял свои желания, всегда появятся новые. После этого прозрения он вернул молодость сыну и провозгласил его царём. А сам ушёл в лес, чтобы посвятить остатки жизни практикам самореализации.

     Продолжение следует...


     Йогин Сергей Граблевский расскажет вам о дыхании, движении праны и методах йогического дыхания:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА
  6. Катхаупанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА
  7. Катхаупанишада и современность. Рубрика: ДХАРМА
  8. Катхаупанишада. Огонь Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  9. Катхаупанишада. Ложное эго. Рубрика: ДХАРМА
  10. Катхаупанишада. Искушение Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  11. Катха – упанишада. Беседы о благе. Рубрика: ДХАРМА
  12. Катха – упанишада. Слепцы, ведомые слепцами. Рубрика: ДХАРМА
  13. Катха – упанишада. В поисках Бога. Рубрика: ДХАРМА
  14. Катха – упанишада. В поисках Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  15. Катха – упанишада. Древнейшее божество. Рубрика: ДХАРМА
  16. Катха – упанишада. Материальная природа. Рубрика: ДХАРМА
  17. Катха – упанишада. Пракрити и дух. Рубрика: ДХАРМА
  18. Катха – упанишада. Личность Бога. Рубрика: ДХАРМА
  19. Катха – упанишада. Личность Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  20. Катха – упанишада. Эволюция сознания. Рубрика: ДХАРМА
  21. Катха – упанишада. Искры сознания. Рубрика: ДХАРМА
  22. Катха – упанишада. Три осознания. Рубрика: ДХАРМА


  Автор материала:  @ovtretya.                                                   Редактор: @kayros.

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                   09.02.2018


8
20.650 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (21)
Сортировать по:
Сначала старые