Мадхубани – домашнее искусство. Рубрика: КУЛЬТУРА
С давних времён люди разных народов и стран стремились к отображению и приумножению красоты окружающего мира, что выражалось в возникновении и развитии различных видов изобразительного искусства и предметного творчества. Произведения народных мастеров, всегда предельно искренние, яркие и самобытные, были и остаются отображением исторической памяти и культурных традиций разных наций, служат вдохновением для искусства профессионального и просто украшают жизнь и быт людей. Таковы и творения древнего народного жанра живописи – Мадхубани.
Возникло это искусство, также называемое живописью Митхилы, или Бхитти Читра, по всей видимости, в глубокой древности, около 2500 лет назад в округе Мадхубани, что в штате Бихар на востоке Индии. А конкретнее – в провинции Митхила, бывшей ранее могущественным королевством, которое занимало территории Бихара и часть Непала. Местность эту всегда отличали богатые культурные традиции. К примеру, именно Митхила является родиной легендарного автора «Рамаяны» поэта Вальмики. Издавна для митхильцев дома были не просто жилищем, но и религиозным символом, храмом, местом сохранения традиций и обитания божеств-покровителей. Поэтому процесс строительства дома всегда был для них актом творчества, полным множества ритуалов и особенностей, причём украшению жилища придавалось значение никак не меньшее, чем его инженерным качествам.
Отдалённость округа Мадхубани от крупных городов и посёлков помогла сформироваться и сохраниться своеобразной традиции росписи стен и пола домов. И именно из-за отдалённости, а также закрытости быта обитателей округа, росписи Мадхубани стали известны внешнему миру лишь в 1934 году, после масштабного землетрясения в Бихаре, при осмотре развалин колониальным офицером Уильямом Арчером. Он и стал позднее куратором музея Южной Азии и автором первой научной статьи о митхильской живописи.
Художница Мадхубани за работой
Нанесением росписи Мадхубани традиционно занимались исключительно женщины, в основном из каст брахманов и каястхов, реже дусадхов. Руководила росписью старшая женщина рода, а женщины и девушки помладше ей помогали. Начиналась работа с выбора центра композиции, обозначавшегося точкой красного цвета, местоположение которой выбиралось обязательно замужней, благополучной в браке женщиной. Выполнялась роспись на свежеоштукатуренной стене дома или на полу при помощи пальцев, небольших кисточек, веточек, перьев, спичек. Вначале наносилась разметка из линий, потом цветовые поля заполнялись красками на основе рисовой пасты с добавлением натуральных пигментов. Для чёрных элементов использовалась ламповая сажа, красно-коричневые оттенки выполнялись охрой, жёлтые – соком куркумы, красные – сандалом, голубые – индиго. В целом, в цветовой гамме Мадхубани преобладают красный, чёрный, жёлтый, голубой и зелёный цвета, причём особая роль отводится красному – цвету плодородия, который особенно часто употребляется в оформлении покоев новобрачных.
Стиль и содержание рисунков во многом определялись кастовой принадлежностью художниц. Так, росписи брахманок чаще были посвящены религиозным темам – рождению и деяниям Кришны, жизни Рамы и Ситы, Дурги и прочим. В рисунках каястхов преобладали мотивы плодородия, изображения лотосов, рыб, черепах. Дусадхи не изображали религиозных сюжетов, на их росписях цветы, животные, геометрические орнаменты.
Для изображений людей в митхильской живописи характерна сильная стилизация, профили чётко очерчены, носы заострены, глаза выпуклые. В свадебных росписях часто изображаются божественные супруги – Вишну и Лакшми, Кришна и Радха, Шива и Парвати. Нередко рисуют и священные растения, такие как базилик туласи или мировое дерево кохбар, символ благополучия и достатка. Свободные места заполняют сложные орнаменты, растительные и геометрические, причём последние полны символизма и сакрального смысла.
В связи с ростом популярности и востребованности живописи Мадхубани с 60-х годов прошлого века её стали исполнять не только на стенах и полах домов, но и на холсте и бумаге. Сняты кастовые ограничения, и каждая из художниц может работать в любом из традиционных стилей. В наши дни образцы митхильской живописи имеются во множестве музеев мира, а творчество выдающихся представительниц этого жанра, таких как Сита Дэви, Джагдамба Дэви, Ганга Дэви, Махасундари Дэви и других, отмечено многочисленными правительственными и национальными наградами и заслуженно является предметом гордости индийского народа.
Попробуйте и сами порисовать в технике Мадхубани:
Автор материала: @edgarposter. Редактор: @catyk.
С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»! 26.04.2018