Возрождение: Питер Брейгель Старший и его "Детские игры"
Добрый день, друзья!
Очень широк и интересен мир. Он ещё глубже становится, когда обращаешься к «второму» миру – искусству. Тем более, что через этот сотворенный человеком мир творчества, можно лучше познавать то, что нас окружает, то что мы не сотворили, узнавать самих себя наконец! Каждое произведение искусства – это «губка», впитавшая современный ей дух времени и те радости и проблемы, которые были современниками её появления на свет.
Лично мне нравится разглядывать живопись разных времён.
Не потому, что я эстет и ценитель высокого искусства, а потому что в них, как бы в зеркале можно увидеть то, чем дышали люди в разные эпохи. (Хотя и не в полной мере). Из этого можно извлечь много полезного
Пока что меня привлекает творчество голландского художника эпохи «Возрождения» - Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).
О нём можно подробно почитать в Википедии, а вкратце скажу, что: Питер Брейгель Старший – самый известный художник из всех, носивших эту фамилию. У него было 3 детей – 2 сына и дочь. Интересно, что одного из сыновей – Питера Младшего, прозвали «Адским» (вначале своего творчества любил изображать картины Страшного Суда, демонов, всего того, что заставляет вспомнить о потустороннем мире). Второго сына – Яна Брейгеля, прозвали «Райским». (Соответственно тематике своих произведений: сюжеты их разворачиваются в Райском саду).
П. Б. Старший – живописец и график. Его картины удивительно живо (!) передают динамику персонажей, а также символизм.
Взять, к примеру, «Детские игры".
Около 200 персонажей – «детей» наполняют городскую площадь, играя, порой, в недетские игры. Оригинал картины, написанной маслом по древесине в 1560 г., можно увидеть в музее искусств города Вена.
Ракурс, с которого художник показывает нам площадь, создаёт эффект, что площадь просто кишит людьми. Также здесь, как и в других произведениях П. Б. Старшего, присутствует эффект наблюдателя. Городская площадь, как на ладони.
На одном из сайтов встречал такое толкование: на картине представлена, как бы, точка зрения Бога, Который наблюдает за суетливыми людьми.
Ещё, действительно увидел, что на этой картине передаётся отношение мастера к обществу, в котором жил он: это ирония над разгулом эгоизма, вольнодумства и озабоченности своими личными интересами. Но, в то же время, художник чувствует любовь к людям, сожаление о печальных тенденциях в обществе.
Интересно отношение к детям, которое набирало обороты в то время – время усиления гуманистических тенденций. Ребёнок стал рассматриваться, как особая самостоятельная личность, самоценная в себе и в своём этапе развития человека. Но на ребенка, тогда, смотрели и как на незавершенного человека.
Итак, вернёмся к "Детским играм" Питера Брейгеля. Взрослые детки заполняют город, значит, и одежду должны носить, как взрослые, и заниматься могут собственными делами. Под одним слоем – умилительных сцен веселящихся детишек, скрывается другой – ужасающий. Ведь в городе нет взрослых! Город ещё несостоявшийся, недозревший! Не разнесут ли детишки его в ближайшие пол часа?
Эпоха Возрождения - время, когда личность и разум человека начинают занимать центральное положение. Время, когда тихий человек - созерцатель отходит на задний план, уступая место активному человеку - деятелю. Но, давайте посмотрим на картину, которая ставит перед своим наблюдателем вопрос: "Это ли личности? Это ли разумное будущее народа? Это ли созидательная сила общества, государства, человечества?"
Также, на мой взгляд, видно, что разбитые на группы играющие люди настолько увлечены каждый своим «серьёзным» делом, что им абсолютно нет никакого дела до другого рядом стоящего «серьёзного» парня/девушки.
Посмотрим, например, на человека за красным заборчиком, на переднем плане слева, который стоит на голове: такой счастливый! Дёргает ногами и его абсолютно не волнует, что в его родном регионе бушуют ужасы реформации/контрреформации. Что вырезаются люди целыми поселениями, что террор испанского герцога Альбы сделал привычными для глаза обывателя виселицы, колёса с истерзанными на них людьми. Что, будто бы в насмешку, знать утопает в роскоши, а среди простого народа богатыми считаются те, кто имеет мешок бобов и пару – тройку булок.
Наряду с довольно безобидными видами развлечений (катание на бочке, занятия с хула-хупами...), здесь присутствуют и недетские издевательства одних над другими: прямо на переднем плане справа человек уселся на шею ближнего и, кажется, совсем не хочет слазить. Хотя, возможно они так играют в чехарду...
Сама композиция очень глубокая. Объём добавляет улочка справа вверху. И она полна этими образцами гуманистического общества.
Картину делит на две неравные части река (или ручеёк): меньшая левая, где, как будто совсем другая жизнь: там более мирно и спокойно, но... Это всё за рекой! А здесь, на большей правой части – разнос.
Интересно, значит ли это, что туда, где мирно и спокойно, детишкам не перебраться? А может они повзрослеют?
Ну и конечно, не могу не упомянуть едва заметный элемент на самом дальнем плане вверху: вершина храма. Для меня важно то, что эта деталь расположена на левой мирной стороне. А так же важно, что резвящиеся на площади персонажи довольно удалены от храма. Возможно, помимо расстояния от реки, их разделяет и километры роста в нравственном плане.
Спасибо за внимание! Всем весёлых летних дней!