Возрождение: Питер Брейгель Старший и его "Сорока на виселице"
Доброго времени суток, друзья!
Вашему вниманию предлагается ещё один пост, посвященный изобразительному искусству эпохи Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший и его творчество продолжают радовать нас, даже через 5,5 веков после их появления на свет! И это при том, что художник стремился изображать совсем не великих людей, а простых обывателей современного ему общества. (Порой даже не в самом выгодном положении...) Кстати, именно за это ему и дали прозвище «Мужицкий».
Конкретнее: картина «Сорока на виселице» - последнее творение мастера, перед его смертью. Питер Брейгель весьма ценил эту репродукцию и завещал её своей жене. Год написания – 1568. Сейчас произведение искусства можно увидеть в Гессенском музее Дармштадта.
О жизни художника известно крайне (!) мало. Но Сергей Львович Львов в замечательной книге о данном мастере 16 века говорит, что в жизни творческого человека главное – его творчество, а не биография и, что история – это не фон для личности такого масштаба, а внутренняя сущность биографии и творчества мастера. «Сорока на виселице» - это один из «говорящих» за автора памятников.
В общем, на картине изображены виселица, сороки, крестьяне - внсельчаки и окружающая природа. Материалы и габариты: дерево и масло; примерно, 46 см Х 51 см.
Но, прежде чем переходить к более детальному разбору сюжета, хочу несколько слов сказать о периоде времени, в который был написан шедевр.
Это было бурное тревожное время, в течение которого старушка - Еврлпа создавала «пороховую бочку" для самой себя – нидерландскую революцию. В каких-то 20 молодых лет от роду, Питер Брейгель Старший мог быть свидетелем массовых сожжений анабаптистов в Амстердаме, как инакомыслящих (одни из представителей движения Реформации в Европе).
Ещё через 20 лет в родную Брейгелю страну приехал испанский герцог – контрреформатор Альба с инструкцией «как нужно жить». Он оставил о себе в Нидерландах неизгладимое «красно - желтое» впечатление: красное – от крови казненных протестантов, а желтое – от гор золота, которое потратила Испания на эту тиранию. (Герцог Альба изображен на портрете руки Антониса Мора ниже).
Но «не прямо в лоб» изображает и высмеивает Брейгель события, в ходе которых Европа, потихоньку, отказывалась от Креста и выбирала сначала виселицу, а затем – гильотину. Однако его «Сорока на виселице» просто дышит эпохой. Тихо стоящее орудие казни на картине намного больше по размерам, чем крест (!).
Он едва заметен где-то в сторонке. Таковые нравы доминировали в те времена. Кстати, сама П-образная виселица изображена в виде «невозможной» фигуры. Для справки: «невозможные фигуры» - это вид оптических илюзий, глядя на которые не верится, что такая фигура может существовать в трёхмерном пространстве. Например:
А теперь присмотритесь, пожалуйста, к форме виселицы:
Пейзаж картины необычайно красив и пространен. Не случайно. Ведь среди прекрасного окружающего мира разворачивается трагедия: крестьяне пляшут хохочут, рядом с чем? Не с тем ли, взглянув на что нужно ужаснуться? Ну или, хотя бы, задуматься о жизни. Ведь то, что виселица сейчас пуста, не значит, что она будет пуста завтра. Однако весельчаков это не расстраивает. Может быть они отмечают какое–нибудь радостное событие: кто-то купил пару-тройку новых сапог? Или новых поросят? Это дело надо обмыть!
И где там унывать, из-за того, что сограждан, как поросят, режут и жгут на кострах!
Особенно озабочен трагедиями своего времени гражданин, которого автор помещает на передний план слева внизу. Ему – то уж точно некогда думать о судьбах народов.
Один из главных героев картины – сорока – символ сплетней и доносов, и всякого языка, с подачи которого творилась неправда у виселицы. Сорока, как на троне, почивает на перекладине страшного орудия казни.
Мне показалось интересным то, что слева вверху, летящий журавль. Что это улетает от места, где разворачивается действие? Мир? Высокая цель? Чистота и законность жизни?
Видно, что автор очень любил природу: согласитесь, что пейзаж удивительный! Ещё, думаю, бесспорно, что автор с болью смотрел на то, что творится на этих пейзажах. Кстати, он и нам даёт возможность сделать это, т. к. ракурс, с которого подаётся действие, создаёт эффект отстранённого наблюдателя. Будто бы, с какой-либо высоты. А может художник обращается к нам с посланием: «Если Вы уже, хоть немного поднялись на дерево, на крышу, на вертолёт... То не опускайтесь донизу снова! Там очень скорбно. А если Вы и небыли в этих «низинах», то вы совсем крутые!)))»
Встречал мнение, что Питер Брейгель Старший в картинах высмеивал всё, что попадало под руку. Есть много шуток и пословиц на тему смертной казни. Например, Валериу Бутулеску говорил, что страха перед виселицой не испытывает лишь не имеющий головы. А Жозеф де Местр утверждал, что примеры публичных казней бесполезны, т. к. в толпе у эшафота один будет заглядывать в карман другому. Следующее высказывание, мне показалось, совсем леденящим душу: Жильбер Сесброн был уверен, что приговорённому к смерти завязывают глаза не для того, чтобы он, перед своей смертью, не видел глаза солдат – палачей, а чтобы палачи не видели его взгляда.
Однако, перед нами «Сорока на виселице»: смеяться тут или плакать – пусть каждый решает сам...
Спасибо за внимание! Желаю всем больше радости и смеха в жизни :)))