Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Цикл "Из истории верхотурского казачества". Начало становления Сибирского казачества

Кто там, на вышке сторожевой
Стоит, глаза вперив во мрак?
Это — защитник земли родной,
Это — казак!

Мария Волкова

«Без казаков никак обойтиться невозможно, как оные употребляются в такие службы, каковые никакие чины способны быть не могут». Эти слова одного из сибирских губернаторов XVIII века как нельзя лучше подчеркивают особую роль казачества в освоении русскими территории Урала и Сибири. Среди первопроходцев, строителей и защитников были и верхотурские служилые люди — казаки и стрельцы.

На протяжении XVII-XIX веков в Верхотурье сложились целые стрелецкие и казачьи династии: Грязновы, Пахалуевы, Постниковы, Долгие, Прянишниковы, Пушкаревы, Черновы, Толстовы...Их потомки до сих пор проживают на верхотурской земле.

               

Казаки "Хутора Верхотурье" Оренбурского Казачьего Войска в Верхотурском Кремле

Собственно, русское казачество складывается в XVI веке между Доном и Волгой. В это время происходит консолидация мелких групп казаков в более крупные на базе этнообразований русских. Интересна характеристика донского казачества, которую дал в XVII веке подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, автор известной книги «О России в царствование Алексея Михайловича» (по которой я, кстати, на первом курсе истфака УрГУ писал курсовую работу, а саму книгу издания 1886 года любезно предоставил для работы мой научный руководитель профессор Р.Г.Пихоя -в 90-е годы начальник Государственной архивной службы РФ):

«А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них, московских бояр, и торговые люди, и крестьяне, которые приго- ворены были к казни в разбойных и в иных делех, и, покрадчи и пограбя бояр своих, уходят на Дон...»

Основу Сибирского казачества заложил поход Ермака, дружина которого была сформирована из вольницы, казаковавшей в 70-е годы XVI века по берегам Волги и Яика. По словам автора XIX века Г. Е. Катонаева, казакам

«выпала трудная и почетная (хотя не всегда видная) роль пионеров всяких начинаний и мероприятий правительства по расследованию, занятию, покорению, умиротворению и устройству необъятной Сибири с ее многоязычным населением» .

Купцы и солепромышленники Строгановы пригласили «Ермака с товарищи» для защиты от разорительных набегов сибирцев. В борьбе с сибирским ханом Кучумом казаки избрали наступательную тактику и, разгромив его войска на подступах к сибирской столице, заняли ее 26 октября 1582 года. Эта победа была закреплена 5 декабря того же года в длительной и ожесточенной Абалацкой битве, а также успешными походами в 1583-1585 годах на север — вниз по Иртышу и Оби до Белогорья, и на запад — по Тавде до Пелыма.

               

                                   Новочеркасск. Памятник Ермаку

Атаман Ермак отправил в 1583 году специальную станицу(отряд) в Москву с вестью о победе и просьбой о помощи. Узнав о «сибирском взятии» царь Иван Грозный простил «воровских казаков» бывших в походе с Ермаком, приказал наградить казачью дружину, признав тем самым ее «служилый» статус, и отправил на подмогу отряд воеводы князя Семена Болховского.

Хотя ермаково войско было принято на «государеву службу» и даже усиленно стрельцами, большая часть его погибла в боях, от голода и болезней. 540 казаков отправились с Ермаком в Сибирский поход, а после рокового боя в устье Вагая ночью 5 августа 1585 года в казачьем войске осталось только 90 человек, и они тут же ушли «на Русь». Посланный на помощь Ермаку в самом конце лета 1595 года в Сибирь отряд «государевых служилых людей» под предводительством Ивана Мансурова, уже не застал никого из казаков. Большинство ермаковцев вернулось в Сибирь в 1586 году с отрядом воевод В. Сукина и И. Мысного.

Вернувшиеся ермаковы казаки участвовали в строительстве городов-крепостей Тюмени, Тобольска, Пелыма, Тары, Томска. Участвовали они и в последних боях с Кучумом, кое-кому из ермаковцев (например, Грозе Иванову) пришлось даже повоевать «на Руси» во время событий «смутного времени».

С включением в состав России западносибирских земель завершился этап формирования сибирского казачества. К этому времени в Сибири сложилось как особый социальный организм «войско» со всеми его составными компонентами. Бывшие вольные казаки были представлены прежде всего соратниками Ермака, которых «государева служба» разослала по Сибири, но больше всего их, по-видимому, оказалось в Тобольске, в составе различных военных формирований.

Некоторые из сподвижников Ермака к тому времени имели высокие для «Сибирской украйны» чины «голов» и «атаманов», были вполне обеспеченными людьми. Однако большинство уцелевших после 1585 года со- ратников Ермака, конечно же, не попало в «служилую аристократию» Сибири. Некоторые из них кончили свои дни немощными стариками, либо в монастырях, либо в тобольской казенной богадельне.

Сложившееся в конце XVI – начале XVII века ядро казачества Сибири представляло собой довольно сложный сплав. Численно в нем преобладали «государевы служилые люди» — либо переведенные за Урал «по государеву указу», в том числе в качестве ссыльных, либо набранные на месте из «вольных гулящих людей», а иногда (в случае острой нехватки служилых) и из тяглого населения — крестьян, посадских.

Абсолютное большинство представителей этой основной части сибирских гарнизонов составляли выходцы с Русского Севера и городов Среднего Поволжья. Видную роль в формировании российских вооруженных сил за Уралом в конце XVI – начале XVII века сыграли и вольные казаки — выходцы с Волги, Яика, Дона, Терека, а также «литва» и «черкасы», среди которых было много запорожцев.

Оказавшись волей или неволей на «государевой службе» в Сибири, они, разумеется утрачивали прежний социальный статус и в правах и обязанностях практически ничем не отличались от основной массы служилого населения региона. Несколько процентов к общей численности ратных людей Сибири дал набор среди коренных народов края. 

Все эти источники и принципы комплектования сибирских войск сохранилось до конца XVII века, не претерпели принципиальных изменений и в более поздние времена, хотя каждый исторический этап и каждый регион, конечно, привносил в способы формирования казачества Сибири свою специфику.

                    

                    *

@nikalaich

Продолжение следует

 Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"   

Библиография :

 История казачества Азиатской России, т. 1. XVI — первая половина XIX века. — Екатеринбург: УрО РАН,1995.        Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края: (к 400-летию Верхотурья). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,1998.         Верхотурские грамоты конца XVI- начала XVII в. (Сост. Е. Н. Ошанина). Вып. 2. — М.,1982.     История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов /отв. ред. Д. А. Редин. — Екатеринбург: Изд-во «Волот», 2000      Пузанов В. Д. Гарнизон Верхотурского уезда в XVII веке: формирование и службы. Вестник Челябинского государственного университета. 2009, № 6 (144). История. Вып. 30.


2
890.704 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые