Из истории верхотурского казачества. Беломестные казаки
Когда в 1630 году в Верхотурском уезде началось активное строительство слобод с крестьянским населением, выяснилось, что гарнизон Верхотурья не может их защитить, все служилые люди были заняты различными службами.
Так, после строительства Невьянской слободы верхотурский воевода писал, что «служилых людей послать в Невьянский острог некого» . Для обороны слобод в службу набираются так называемые беломестные казаки. То есть слободские казаки, не получавшие жалования и служившие за предоставленную в пользование землю.
К 1672 году в уезде их насчитывалось 105 человек . Беломестные казаки активно участвовали в отражении вражеских набегов.
Так в августе 1683 году верхотурский воевода Михаил Толстой посылает «память» приказчику Камышловской слободы о вестях про немирных калмыков:
«И как к тебе ся память придет, и ты б в Камышловской слободе от военских людей жил с великим бережением, неоплошно, и беломестные казаки были во всякой готовности, и велел камышловским и Красноярским крестьянам изготовить, для осадного время, в острогах каменей и натесать колья, и в Красноярской слободе и по деревням же учинил заказ крепкой, что бы они жили с великим бережением, и караулы б устроили крепкие, днем и ночью, и для проведывания воинских людей посылал в проезжие станицы беломестных казаков...»
Часто новокрещенные беломестные казаки из вогул, башкир или татар служили толмачами — переводчиками. Так, в сентябре 1661 года из Катайского острога верхотурскому воеводе была отписка от местного приказчика:
«толмача в Катайском остроге нет, толмачить некому, а по–татарски говорить умеет катайский беломестный казак Трышко Понкратьев новокрещен, а без указу великих государей и без вашей верхотурской памяти не толмачит, по- тому что он служит годовую службу с катайскими казаки: и вы о том как укажите...»
В этой же грамоте приказчик сообщает о некоем Андрее Липине, называющим себя атаманом казачьим.
«Да в Катайском же острогу живет Ондрей Липин, а сказываетца атаманом казачьим катайских беломестных казаков, а приходит ко мне в острог с большим невежеством и з шумом и на казаков мечется с ослопы (дубиной)... а имени его у меня нет в наказе и в кликовом списке...»
Вероятно, Липин был избран казаками без утверждения вышестоящим начальством. Липин человек жесткий, боевой (на вопрос приказчика откуда у него конь, заявил, что взял его бою «взял де я того коня на степе» и приказчику мол нет до этого дела), не бедный («а пашни заводит в Катайском, а Панкратьевской двор и хлеб называт своим, а роспашин земли; да у него же Ондрея на Колмацком броду деревня и роспаши большия...»).
Нехватка кадров, особенно командных, заставляла верхотурских воевод «без великого государя указу и без грамот» верстать на руководящие должности в том числе и казаков. В августе 1678 года воеводе Ивану Пушкину было указано из Москвы лишить таких лиц жалования и отставить от службы, определив в «прежние их чины, чтоб впредь не повадно было...».
Среди них ставшие детьми боярскими переведенные из Тюмени конные казаки Семен Вязмин и Григорий Ушаков, а также атаман беломестных казаков Яков Лепихин.
В январе 1649 года верхотурский воевода Иван Пушкин послал в Москву именную роспись детям боярским, поверстанным в службу «без указу и грамот». Однако все они воеводой «от службы не отставлены и оклады их и придачи из окладу не выложены».
В марте 1679 года новый воевода Родион Павлов сообщил в Москву о том, что приказ выполнен: верстанные без указу от службы оставлены, лишены жалования и «в деньгах и в хлебе стоят на правеж ...».
В апреле из Москвы указали, чтобы
«тюменских конных казаков Сенку Вязмина, Гришку Ушакова послали с Верхотурья на Тюмень, а Якушка Лепехина Тобольского уезду в Киргинскую слободу, а тяглым людям быть в тягле».
Согласно царской грамоте были возвращены в прежнее звание
«...ямщики, посадские люди и крестьяне, взятые после 1663 года в дружины, пушкари и беломестные казаки. Из казаков и стрельцов были набраны 1000 драгун… для рассылки по сибирским острогам и слободам»
Рядовой фузилёр драгунского полка
Библиография здесь
Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"
Изображения с лицензией ссо
Вопрос от Pokupo: кто знает кенийский?
Недавно интегрировали с платформой Pokupo китайский интернет-магазин. Теперь наш программист Ксения знает несколько китайских диалектов. Приглашаем к сотрудничеству владельцев интернет-магазинов из Кении, Танзании или Уганды - Ксении очень хочется подучить суахили ))
И всех, кому нужен бесплатный русскоязычный интернет-магазин, тоже просим. Телеграм-сообщество Pokupo community - там есть ответы.