Какие славянские праздники "присвоили" христиане
Ранее каждый праздник имел свой, особый смысл. Славяне опирались не только на природные особенности, но и планировали свою жизнь на весь год. Именно праздники служили ориентирами для начала работы или отдыха. Все они привязаны к природным циклам и несут глубокую смысловую нагрузку.
Как ни странно, но христианство смогло предложить только новые названия старым, славянским праздникам.
Сытое время года
Начнем рассматривать с НГ. Славяне поклонялись и обожествляли силы природы. Соответственно, НГ был прочно связан с таким понятием, как равноденствие. Само понятие Новый год появилось много тысячелетий до н.э. При чем, как ни странно, но все перестановки дат были связаны именно с понятием равноденствия.
До крещения Руси НГ праздновался в последнее полнолуние, перед весенним равноденствием. После того, как Владимир крестил Русь, этот праздник был перенесен на 1 марта . То есть, снова он оказался в пределах равноденствия.
С легкой руки Ивана III дату перенесли на 1 сентября. Эта дата не появилась случайно. Иван решил последовать примеру Византии. Но в то же время, эта дата максимально приближена к осеннему равноденствию.
Петр I решил внести свои изменения и перенес НГ на 1 января. Славяне согласились. Это связано с тем, что праздник приходится на самое сытое время года. В это время крестьяне молотили зерно. В домах был достаток и, что важно, 25 декабря праздновалось рождение нового Солнышка. Напомним, что жители таких губерний как Воронежская, Рязанская и Тульская это время называли Овсение. Ну, а те, кто проживал на Черниговщине, Харьковщине, Киевщине – «коляда». Н-да, и снова колядки! Само слово происходит от «коло», что означает ни что иное, как солнце.
Славяне были земледельцами. Осенью они собирали урожай. Но обмолот зерна начинался зимой. После сбора зерно отправляли в овин (другое название – рига). Там оно сушилось и проветривалось. После первых декабрьских морозов из зерна выходила последняя влага. Вот и в январе славяне начинали молотить. Сама процедура была традиционной. Для обмолота заливали площадку и давали ей замерзнуть. Затем вся семья становилась по кругу и молотили зерно цепами. После того, как зерно обмолотили, начиналось время праздновать. В этот период люди ходили друг к другу в гости, играли сытые свадьбы и так далее. После сытых дней начиналось время отхожих промыслов. То есть, люди уходили на заработки. Они нанимались к другисм или торговали тем, что делали своими руками.
Накануне подвига
Сретение – этот праздник отмечается 15 февраля. Но свое нынешнее название праздник получил только в конце прошлого века. До этого его так и называли: Встречение. Это слово означает, что зима встретилась с весной.
Как раз на этот период приходится празднование Масленицы. Это последняя неделя сытого времени. Люди праздновали и начинали готовиться к подвигу – посевному периоду. В это время люди кушали намного меньше, нежели в прошлый период, а все силы отдавали подготовке к посевному периоду. Готовили орудия труда, семена и так далее. В это время почти все сидели дома. Но ни куда не ходили не из-за отсутствия желания, а из-за банального отсутствия возможности. Таяние снегов, разлив рек превращали тропинки и тракты в непроходимые направления. Этот небольшой период носил краткое, но глубокое название – Воды.
Посевная начиналась сразу же после праздника Красной Горки. С приходом христианства этот праздник превратился в Пасху. Да и отмечается она на неделю позже славянского. Да, по сути мы имеем «Воскрешение» - пробуждение от спячки, природы. Этот праздник 100-процентно соотносился с временными, природными циклами. Не зря в народе ходит поверье, что если Пасха ранняя, значит ждем раннюю весну. Если поздняя, значит и весна задерживается в пути.
После того, как люди отдали дань почтения своим предкам и Богам, начиналась посевная. Сперва сеяли зерновые культуры, а в мае месяце женщины принимались высаживать овощи. Нужно было успеть посадить все за довольно короткое время – 7-мь недель. Конец посевной венчал Семик. В христианстве – Троица.
Купала и Ярило
Все, посевная завершена. Можно отдохнуть. Тем более, в скором будущем намечается Купала – праздник, после которого разрешалось купать в водоемах. Как раз после Купала солнышко начинает припекать и греть по настоящему. Но не стоит сильно разгоняться. Так как скоро уже Ярило. Праздник, после которого начинается сенокос. Перед активной фазой сенокоса нужно было отдохнуть и набраться сил. Вот вам и Петров пост. Кстати, Купала превратилось в праздник в честь Иоанна Предтечи. А 2 августа, вместо дня Перуна, стали отмечать день Св. Ильи Пророка.
Этнографы отмечают, что перед днем Петра в Курской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях праздновалась «Ночь Чудения». Этой волшебной ночью молодежь чудила до рассвета, а затем наблюдала за игрой восходящего солнышка.
После завершения активной фазы сенокоса приходит пора 3-х Спасов. Начинается с медового – качается мёд. Затем наступает пора яблочного – после этого дня можно начинать кушать молодые яблочки. Завершается 3-ца Спасом на Полотне (так называли 3-й Спас на Север от Москвы). На территории Черноземья этот Спас был ореховым, а в центральной части – Хлебным.
Благодарность женщине
Перед финальной уборкой урожая соблюдался строгий пост. Христиане его подвели под Успение Матери Божьей. Сбор урожая овощей считался женским подвигом.
27 сентября славяне праздновали Здвиженье – солнышко начинает сдвигаться на зиму, а птички сдвигаются – улетают на Юг. У христиан в этот день празднуют Воздвижение Креста Господня.
После этого праздника славяне отмечали Капустницу. В это время с полей уже убрали последние снопы и настала пора солить, квасить – заготавливать капусту. Это второй период, на протяжении года, когда люди гуляли свадьбы. Все довольно просто. Люди ходили друг к другу в гости, чтобы помочь заготовить капусту. Когда, как не в это время можно познакомиться парням и девушкам?
Этот период завершался празднованием Покрова и праздника Позимка. Это у нас сейчас 16 октября. Не забываем, что как раз в этот период на землю ложится первый снег. Все, молодежь перестает водить хороводы. Начинается период посиделок. Приходит Позимка, уходят мыши прячутся в домах. Вместе с грызунами приходят все осенние заболевания. Этот период завершался Святками.
Как вы видите, наши предки не гуляли просто так. Каждый праздник несет глубокий смысл. Ну, а христианство просто приспособилось и подогнало свои праздники под славянские – местные. При чем они даже не потрудились сделать идеологическую основу. Христианство просто переименовало славянские праздники и приурочило под своих святых.
Автор: @jurgan
[author=jurgan]