Анализ проекта ICO: CryptoHIT - децентрализованная платформа финансовых игровых проектов
Некоторое время назад я публиковала хорошую статистику NEXT Autonomous с разбивкой статистики ICO по секторам. Пост вышел только в англоязычном блоге, поэтому повторю и инфографику, и основные выводы:
За четыре с половиной года отрасль ICO пережила структурную трансформацию, которая совершенно логична: вначале доминировали размещения криптовалют и в основном технологических инструментов, затем добавились платежные и финансовые элементы, наконец, в 2016-2017 году заметную долю начали составлять сегменты, связанные с потребительским сектором – игровые решения, азартные игры, медиа и интернет вещей. В этом нет ничего удивительного: во-первых, до формирования технологического фундамента, например, игровым проектам было, образно говоря, не на чем работать, во-вторых, за последний год-два в криптоиндустрии сформировался достаточно большой круг вовлеченных людей, которые могут стать пользователями этих систем и площадок.
Проект Cryptohit,
обзор которого я предлагаю вам сегодня, как раз относится к игровым.
Общее впечатление и краткое заключение: проект сочетает в себе элементы инфраструктурного решения для игровой отрасли и набора собственных решений (игр), которые планируется реализовать за счет собранных средств.
Командаимеет опыт работы в гейминговом бизнесе, но целенаправленно дистанцируется от этого сегмента и планирует реализовывать новые, а не ортодоксальные подходы к формированию бизнеса и взаимодействия с партнерами. У основателей есть опыт работы в В2С сегменте и управления трафиком, что повышает потенциал успешной реализации планов.
Для сборов заявлены очень широкие вилки soft cap – hard cap: $1-5 млн на pre-ICO и $5.0-28.5 млн в основном раунде. В процессе подготовки обзора я общалась с командой, в частности, пыталась понять «чувствительность» разных статей расходов к общим сборам.
Ответ на этот вопрос детально расписан и хорошо проиллюстрирован (по закладке во втором блоке есть динамический апплет, показывающий разные сценарии), для меня логика перегруппировки отдельных расходов не выглядит очевидной.
Скажем, юридические расходы для крайних сценариев различаются в 10 раз – от $200 тысяч до $2 млн. Обычно такие высокие расходы характерны для проекта с серьезными планами по выстраиванию оффлайновой или фиатной инфраструктуры (множество юридических лиц и десятки юрисдикций присутствия), но CryptoHIT не ставит это во главу угла. Представители проекта поясняют, что в случае “максимального” сценария потребуется приведение в надлежащий вид структуры с сотнями работников и множеством проектов -- это требования SEC, лицензии, документооборот. Аналогично, сильно «разбегаются» расходы на инфраструктуру ($150 тыс – $5.1 млн). CryptoHIT уточняет, что чувствительной статьей является трафик (CDN). Впрочем, доля статьи «маркетинг» вырастает при увеличении сборов наиболее заметно, что выглядит разумным.
Резюме по тактике инвестирования: если вам близок проект, и вы считаете перспективной игровую отрасль и децентрализованные решения в ней, покупка токена GAC в портфель выглядит разумной. Мне кажется также разумной поэтапная покупка по мере набора проектом средств. На сегодня сборы составляют около $150 тыс., что оставляет возможность получения высокого бонуса при покупке. Целесообразно на этом этапе потратить 30-35% от той суммы, которую вы потенциально готовы вложить в эти токены, затем отслеживать ситуацию и вкладывать еще по 30-35% при достижении soft cap ($1 млн) и сборе более 50% от целей pre-ICO. Тактика участия в ICO остается на ваше личное усмотрение (я предпочитаю покупки на бонусных этапах). Токены ориентированы на дефляционную модель, то есть предполагается их сжигание с целью повышения стоимости единицы.
Сайт проекта: https://cryptohit.io/ru
Текущая фаза размещения: pre-ICO продлится еще 45 дней.
Основные материалы по проекту: white paper
Группы и социальные сети:
Bitcointalk
Сделаю важную оговорку: считаю, что покупка аккаунтов уровня full member для BTT – это читерство, не соответствующее духу community fundraising (а этот форум вырастает именно из традиции общественного обсуждения проектов). CryptoHIT не побоялись начать тред новым аккаунтом. Активно отвечают на вопросы, видна вовлеченность в диалог.
Facebook (3.9 тыс участников)
Twitter (3.1 тыс подписчиков)
LinkedIn основателя Юрия Сотникова (7.6 тыс читающих) и его же Medium,
а также русскоязычная группа в Telegram (1.4 тыс участников).
Пока активность комьюнити невелика, что естественно для ранней стадии проекта.
Команда: СЕО Юрий Сотников (Kokonut Group – цифровой маркетинг), Демид Чунтонтов (бизнес-аналитик, игровой сегмент), Игорь Шокаров (Kokonut), CTO Сергей Башков.
Фокус команды – на цифровом маркетинге, лидогенерации и трафике, а также проектировании/аналитике. Основная линия собственных игровых проектов компании, в этой связи, это финансовые игры (об этом ниже).
Советники: на сайте представлен пул советников без указания областей их специализации. Биографии в основном указывают на такие области, как инвестиционное консультирование, технологии блокчейн и хай-тек в целом, SEO, SMM и онлайн-маркетинг. Я предполагаю, что костяк команды советников сформирован в сфере, в которой работали основатели до последнего времени.
Суть проекта CryptoHIT так формулирует свои цели: «Мы выходим на ICO с целью разработки и создания абсолютно прозрачной и полностью децентрализованной платформы для различных игровых проектов (мобильных, видео, PC и онлайновых игр) с использованием технологии блокчейн и смарт-контрактов на базе Ethereum. Наша задача — создать такую экосистему, которая будет удобнее и эффективнее существующей классической системы разработки игр и получения прибыли как для игроков, так и для производителей игр».
От себя замечу, что, как мне казалось, сама по себе система разработки игр (а также монетизация для производителей игрового контента) на сегодня не представляет особой головной боли для авторов/программистов – и привлечение средств, и интеграция в множество экосистем (от Одноклассников и VK, Facebook до множества международных платформ) доступны и хорошо стандартизированы. Настоящая боль -- другой момент, который хорошо формулируют авторы проекта: «Игроки часто играют в несколько онлайн игр одновременно, или блуждают из одного проекта в другой. Все современные игры базируются на простых, однообразных, повторяемых действиях, за счет которых происходит развитие персонажа на протяжении месяцев или даже лет. Со временем мотивация и желание игрока продолжать развиваться в выбранной ранее вселенной исчезает. Переходя в другую игру, пользователь теряет все достижения и звания и начинает с нового листа. На платформе CryptoHIT игрок, переходя в другой проект внутри системы, сможет воспользоваться токенами, накопленными в одной игре, чтобы купить стартовые пакеты в другой».
Эта ситуация знакома любому игроману. Ты можешь прокачать своего рыцаря до максимального 90-го уровня, пройти лабиринт и завалить Босса, но использовать эти результаты как трамплин для какой-то новой игры не представляется возможным. Фундаментально этот вопрос скорее философский: представьте себе, что появляется новая игра, в которой все равны и начинают собирать амуницию и качать скилы с нуля. Справедливо ли, что в систему войдет человек, имеющий многолетний опыт в других играх и принесет оттуда капитал, позволяющий ему мгновенно стать безоговорочным лидером и самым сильным участником? Я на это ответить не готова. С другой стороны, если рассматривать эти бонусы как именно финансовые – например, как капитал для ставок в лотереях, ничего дурного в этом нет. Один участник (новичок) для достижения результата должен будет принести деньги, другой будет на равных с ним по той лишь причине, что он многие месяцы день за днем инвестировал в игровую среду свое время.
У команды CryptoHIT другой взгляд на ситуацию, в которой находятся небольшие разработчики. По их мнению, существующая экосистема не дает больших шансов новичкам и мелким производителям игр, на уровень серьезных доходов поднимаются единицы, остальные же девелоперы имеют практически ноль -- то есть, нет плавной градации в уровне доходов: ты или выиграл в борьбе за рынок, или полностью проиграл. В мире около 3 млн разработчиков игр, и абсолютное большинство из них не имеют никаких шансов на получение не то что высоких, а хотя бы пропорциональных, справедливых доходов. Функциональность системы CryptoHIT не предполагает никаких сюрпризов: это продажи излишков внутри игр, личные кабинеты, реферальные программы и системы премий за отзывы. Надо отметить, что разработчики сделали еще один оммаж старожилам игрового рынка и назвали свои токены «галактическими кредитами» (Galactic Credit Coins, GAC). Если вы немного устали от чтения про игровой мир и хотите переключиться на «Звездные Войны» (но с условием, что вернетесь!), вот отличная статья Коммерсанта о том, как устроена экономика в мире «Звездных войн».
Собственные игры CryptoHIT Я намеренно опускаю рассмотрение таких элементов, как структура системы (она достаточно типична и функционально проста), наличие внутренней валюты UNIT (которая является техническим элементом, не влияющим на общую картину) и хочу сразу перейти к собственным играм проекта. Это интересное ответвление от основной задачи.
Команда проекта планирует разработать и запустить три игровых проекта, популярность которых была спрогнозирована с учетом текущих тенденций, исследований рынка и голосований игроков. Скорость дальнейшего развития этого сегмента — количество параллельно разрабатываемых и выпускающихся игр и их маркетинг — будут зависеть от реализации количественных целей ICO. Таким образом, проект, на мой взгляд, прорабатывает «план Б». Базовая неготовность разработчиков включаться в систему может создать сложности с предложением игрового контента, а это, разумеется, усложнит привлечение пользователей. Поэтому CryptoHIT собирается запустить, как минимум, собственные игры и за счет их популяризации сформировать аудиторию. Причем, игры эти будут разноплатформенные (браузерка, мобильная, клиентская), что подсказывает разработчикам возможность подключать любые виды игр к системе. Это звучит разумно.
GoldMiners: экономическая игра в формате лотереи, где игроки могут выиграть «галактические кредиты» друг у друга.
Сценарий игры. Источник: материалы проекта
SmartWar: вероятностная игра на прокачку персонажа.
На мой взгляд, это отличная игра, но обилие параметров уже при прочтении вводит в ступор. Это может оттолкнуть игроков.
Авторы проекта прямо проводят аналогию к CryptoKitties – в этом нет ничего дурного, идея имеет право на улучшенный сиквел, хотя КриптоБоты и КриптоЗнаменитости не смогли повторить успех прототипа. War Band: не детализированный проект, направленный на прокачку персонажа через покупку тюнингующих элементов («сундучков») в рамках популярных кинофраншиз. Также анонсирован выпуск в течение года игры класса RPG под плановым названием The Scent of Freedom («Дух свободы»).
Структура размещения и расходования средств
О больших развилках в расходовании средств при разных сборах я уже писала, поэтому не буду останавливаться на этом подробнее.
Пара слов о распределении токенов
Основные позиции (доля команды, советников, баунти) достаточно стандартны и находятся в рамках ожиданий рынка. Наличие резервного фонда в токенах в размере 16% при продаже на рынок в объеме 57%, фактически, дает проекту возможности увеличить расходы/бюджет на 28%. Считать это «навесом продавцов» над рынком или дополнительной возможностью, развязывающей руки команде, зависит от угла зрения и вашего настроя.
В материалах проекта специально описаны ограничения по продаже токенов для команды: 75% GAC будут заморожены до завершения ICO, 50% в течение 2 месяцев после завершения ICO, 25% в течение 4 месяцев после завершения ICO. Полная разморозка – по истечении 6 месяцев после завершения ICO. Это знак хорошего тона, который я одобряю.
Мое резюме, вероятно, может стать традицией, как и disclaimers в инвестиционных меморандумах. Я рекомендую как минимум присмотреться к CryptoHIT, пообщаться с командой и почитать материалы проекта. При инвестировании всегда старайтесь составить свое представление о проекте и продукте и помните, что блокчейн – новая среда, чреватая разнообразными рисками и сюрпризами, прежде всего со стороны регуляторов. Хороших вам иксов!
Связаться со мной можно:
- через Facebook Sofia Paskal
- по почте sofia@morecommunications.ru
- или Telegram @sofiapaskal
- немного инфы обо мне