Прощай, Клементина
Естественно, я не мог пойти и запиратить одну из самых сильных историй в игровом мире. Как бы меня ни раздражало появление на рынке Epic Games, я не могу так поступить с авторами игры, и финансово не поддержать их, надеюсь, крайнее игровое произведение. Поэтому ради людей, которые мне подарили столько эмоций в предыдущих трех частях The Walking Dead, мне пришлось зарегистрироваться в Epic Games лишь для того, чтобы узнать, чем закончилась история маленькой Клементины и были ли напрасны труды Ли.
Сначала я совсем шустро выскажусь про игровой магазин Epic Games. Гавно! Нет, серьезно, это самый сырой, несоциальный, визуально некрасивый, мультяшно-цифровой прямоугольник года. Технических проблем мною замечено не было, и за это спасибо. Ну и конечно, многим повезло за 500 рублей купить хиты QuanticDream. Это конечно жирный плюс.
А вот The Walking Dead: The Final Season потрясающий! Выше всех похвал в плане сценария, драмы, глубины персонажей, их мотивов. Кинцо на загляденье. В первую очередь бросается глаза, что ребята из Telltale Games полировали игру до блеска. Из движка и жанра выжимали все соки. Визуально финальный сезон выглядит лучше всех предыдущих. Конечно, если придираться, то можно поругать топорную анимацию, не самую гибкую пластику лица, если сравнивать ее с большими проектами. Однако The Walking Dead не про это. Он про историю, про людей, про их выбор.
Гемплей здесь стандартный для серии. Ходим по минимуму, вовремя шарахаем по клаве QTE и аккуратно и со смыслом выбираем диалоги. Теперь по уровням можно собирать скрытые предметы, которые украсят вашу комнату. Но самая главная фишка в другом. Если раньше мы вникали в суть истории, чтобы сделать выбор и получить хорошую или плохую концовку, то в The Walking Dead: The Final Season мы делаем все это, чтобы воспитать нашего пацанчика Эй-Джея. Ибо то каким он будет по мере повествования, и как отреагирует на ту или иную ситуацию, полностью зависит от вашего воспитания через Клем. И на самом деле в игре это работает. Когда мелкий что-то отчебучит, то всегда объяснит почему, и в 90% это последствия вашего воспитания и толкования той или иной ситуации. Разработчики придумали формулу где мы всю игру формируем персонажа своим выбором, а потом наблюдаем за результатом. Конечно, сценаристы кое-где хитрят, как классический джин из фильмов ужасов, который коверкает смысл произнесенного. Но это всегда будет логично, особенно учитывая, что парню всего ничего и некоторые вещи он понимает буквально, а другие недооценивает. И это форма геймплея в виде аккордной фишки для последнего сезона - просто гениальная идея.
Много останавливаться на музыке и саунде не будем. Здесь довольно стандартная работа, которая не портит игру, но и не выводит ее на новый уровень. Локализации полной нет, но спасибо, что в столь сложные для компании времена… погодите, для несуществующей компании, мы не скатились до того, что приходиться качать самодельные переводы толмачей. Хотя за проделанную в первых сезонах работу толмачам низкий поклон. В финале грамотные титры есть, с ними спокойно можно вникать в повествование и получать удовольствие от происходящего.
Графло подтянули, все выглядит намного лучше, четче и детальнее. Мимика почти читаемая, движения стали плавнее, жестикуляция тоже, но все равно анимация выглядит топорненько для нашего времени. Но данный факт никак не мешает процессу.
Венец сего творения — сюжет. Здорово повзрослевшая Клем, заботилась о малыше Эй-Джее, учила его уму разуму по системе Ли и как сердце подсказывало. Защищала мальца, выживала, как могла, пока абсолютно нечаянно не натолкнулась на небольшой социум, который состоит сугубо из детей. Дальше сложно повествовать, ибо любые детали могут послужить спойлером. Скажу, что выбора вам предстоит много. Бумеранг от ваших действий справедливый и правдоподобный. Вы можете быть жуком и пытаться обрулить все острые углы, можете включить Чака Норриса и всех сурово вырубать, можете нести свет в этот мир, но, что самое главное, можете быть самим собой. Лично я всегда ставил себя на место Клементины и только тогда выбирал какой-либо вариант. Вас ждут и отсылки к самым первым частям, и Ли здесь будет, как приглашённый гость, море крови, страданий, ярость, гнев, смех, и желания. Желания быть простым ребенком в простом мире, где самая глобальная проблема -- сделать домашку. Однако мир суров и нужно бороться за жизнь, играя в карты в коротких перерывах между кровавыми битвами.
Кстати, варитивности стало больше. Понятно, что здесь нет такой свободы, как в Detroit: Become Human, однако от каждого вашего поступка зависит жизнь того или иного персонажа. Лично у меня не получилось без жертв. Концовка, конечно, в своем фундаменте одна, но какой на нем будет стоять дом, уже Ваша ответственность. Я лишь могу сказать, что драма будет зашкаливать. Если Вы прожили все эти приключения начиная с первого сезона бок о бок с Клем, то концовка вас рванет. Я вообще чуть не заныл, как мелкая школьница, а может и заныл, но это не точно. Начиная со 2 эпизода понял, к чему ведут сценаристы, и был сильно зол. К сожалению, не ошибся, но это был не конец, а когда он наступил, мои эмоции просто зашкаливали. В общем, я получил огромное удовольствие от истории.
Конечно на пути к финалу частенько чувствовалось, что разработчики не планировали делать 4 сезон последним. Продолжение напрашивается автоматически, а припорошенные следы, ведущие к двери в 5 сезон, бросаются в глаза. Но, несмотря на это, финал знатный. Жаль, что все так вышло с Telltale Games, ибо игра по ходячим у них вышла, что надо. Очень не хочется переворачивать последнюю страницу и закрывать книгу, зная, что автор мертв. Хотя Джон Сноу же вернулся?
А еще жаль, что Ли так рано убрали. Он был достоин пройти этот путь до конца, а не быть трамплином для Клем. Оба они наворотили бы дел, но это уже из разряда фантазий.Всем любителям хорошей, душераздирающей и крепкой истории просто необходимо сыграть The Walking Dead. Несмотря на некоторые недостатки, продукт шикарный. Он дарит много эмоций и уж точно не оставит вас равнодушным. Будем надеяться, что каким-то образом коллектив и авторы в будущем еще соберутся, или не распадутся окончательно, и еще подарят нам что-то подобное, а быть может и продолжение.
А пока спасибо вам, Telltale Games, что были у нас и подарили миру Ли и Клементину, которые стали олицетворением всего хорошего в этом сложном и откровенно темноватом мире.
Текст: Тигран Григорян