О чём кино?
Каждый фильм это большой или маленький подвиг военного, партизана, крестьянина, бригадира, да в общем, любого товарища самой прекрасной страны на свете. Все герои исключительно положительные, эдакие поборники добродетели и морали. Если герой совершает плохие поступки, то он потом обязательно перевоспитается. А плохие поступки - это не зерно воровать у своего колхоза, а например, бросить родную деревню и уехать в город побольше, или пожелать личного счастья в ущерб счастью общественному. В роли негодяев выступают американские империалисты, южнокорейские марионетки и японцы.
И самое главное, что является изюминкой любого фильма КНДР, упоминание любимого вождя и солнца нации. Это могут быть песни, воодушевляющие рабочих на новые подвиги и выполнение пятилетки за три года, или приезд Великого Полководца в село. Только лишь одно его присутствие увеличивает удои молока у коров и раздвигает тучи на небе одним взглядом. Конечно, я немного преувеличиваю, но по сюжету герои обязательно вспоминают мудрые фразы Солнцеликого и упоминание о нём действительно вдохновляет их на работу 24/7.
Я также заметил ещё одну любопытную вещь. Суть идеи чучхе - опора в развитии именно на собственные силы корейцев. Вот что говорит героиня фильма "Колокольчик": "Пусть я ем кукурузу и суп из соевой пасты, я буду жить в родном краю, где я родилась и выросла. Вместо того, чтобы просить в чужом доме белый рис и мясной суп, хочу чувствовать гордость за то, что ем кукурузу, возделанную своими руками". И эта идея прослеживается в любом фильме. Не покидать страну и довольствоваться тем, что есть. Не мечтай о заграницах, не мечтай о разнообразной еде, ведь нет большего счастья, чем родиться в КНДР.
Дневник школьницы, Колокольчик и Пульгасари
Итак, первым фильмом стал относительно новый
"Дневник школьницы". Утверждается, что картина была показана на Каннском фестивале в 2007 году (не нашёл подтверждения).
Провинциальный городок (правда, больше похоже на деревню). Су-Рён живёт со своей сестрой, матерью и бабушкой. И им всем не хватает главы семейства - он полностью погрузился в исследования и науку и совсем позабыл о своих обязанностях в качестве сына, мужа и отца. Су-Рён кажется это несправедливым, она сильно на него обижена.
Персонажи фильма одеты прилично, жилой домик выглядит неплохо, но такое ощущение, что я смотрю фильм, снятый в 40-х годах, а не в 2006. Большое количество времени отведено поглощению еды и разговорам о ней. Семья видимо зажиточная, потому что у них есть и кошка, и собака, отец даже привёз как-то раз мясо. А сама главная героиня мечтает о том, чтобы жить в настоящей квартире.
Кажется, что сюжет достаточно прост, нам показывают проблемы отцов и детей, но на самом деле зрителя постоянно держат в напряжении. Чтобы подчеркнуть трудности жизни женщин в отсутствии мужчины, семью поджидают неприятности: то розетка вспыхнет и дом окажется под угрозой пожара, то девочки подерутся из-за еды, то забор упадёт, но все быстро успокаиваются и принимают правильные решения. А в конце ссор, опять едят. Музыка в фильме не просто фон, это песни (красивые) о Великом Полководце и Солнце Нации. Ребята поют их после изнурительных работ или на отдыхе, и это вдохновляет их на новые свершения.
На самом деле фильм мне даже понравился. Интересно посмотреть на людей с другим менталитетом. Они там такие одухотворённые все, такие наивные с верой в светлое будущее. Их жизнь, в первую очередь, это самоотверженное служение обществу и Верховному Лидеру. Я как будто смотрю фильм про альтернативную вселенную. Картина ставит вопрос, что важнее семья или ...И вот тут напрашивается слово "карьера". Но в КНДР карьеры нет, там есть "жертва ради общества, ради прогресса". Так что вопрос состоит в том, следует ли бросить свою семью, зависящих от тебя людей,
ради служения высшей цели?
Единственное, что испортило впечатление от "Дневника школьницы" это какая-то искусственность и смазанная концовка. Не буду спойлерить, но я так понимаю, что без упоминания вождя фильм не фильм. Напоминает, кстати, аниме "Ветер крепчает", но "Дневнику" до него конечно далеко.
А теперь переходим к хиту северокорейской киноиндустрии - фильму 1987 года выпуска,
"Колокольчик". Это история жителей села Пёкке, превративших свой горный район в обетованный край. Есть в фильме и любовная линия между товарищами Пак Вон Боном и Сон Ним.
За высокую идейность и художественность фильм «Колокольчик» был удостоен премии «Золотой факел» на 1-м Пхеньянском кинофестивале неприсоединившихся и развивающихся стран, проходившем в 1987 году.
Фильм произвёл на меня сильное впечатление. Мне кажется, любителям хорошего советского кино, "Колокольчик" должен понравиться. Обязательно пробьёт на ностальгию от этих посиделок у костра после тяжелой работы, сбора урожая... Герои - прекрасные, самоотверженные люди. Такие чистые душой и трогательные. А музыкальная составляющая фильма - потрясающая. Без шуток. У корейцев очень мелодичные песни и голоса. Я читал, что они все любят петь, а кто петь не умеет, играют на музыкальных инструментах.
Местами очень смешно, напоминает какой-то сюр. Я - человек другого поколения и не понимаю, как можно верить в то, что они говорят. Причём говорят со всей серьёзностью. Лозунги, партия, революция, товарищи. Мир, труд, май! А как вам такое - во время урагана кинуться спасать овцу, потому что её подарило государство? Хотя экшен был 10/10.
Но в целом, я на 100% рекомендую фильм "Колокольчик" к просмотру.
И последний фильм из моего списка - корейское фэнтези
"Пульгасари". История этого фильма очень интересна. Ким Чен Ир очень любил голливудское кино. А потом подумал "Мы-то ведь не хуже можем снять! Великая нация как никак" и знаете, что он сделал для развития Чучхе-кинематографа? Похитил известного южнокорейского режиссёра Син Сан Ока). Профит!
Для того, чтобы режиссёр был податливым, северокорейские спецслужбы похитили и его бывшую жену - актрису Чхве Ын Хи. Им оказали великую милость и пытались обучить идеологии Чучхе, но Син Сан Ок оказался невосприимчивым к новым знаниям. Он попытался сбежать, за что был посажен в тюрьму. Попытки Син Сан Ока сбежать из клетки не закончились - он решил уморить себя голодом. Его стали кормить насильно и через 2 года режиссёр сдался и начал снимать идеологически правильное кино. Одним из таких фильмов стала картина о корейской "Годзилле" - мифическом существе Пульгасари, которое защищает бедных крестьян от жадного феодала.
Фильм оказался очень зрелищным! Ещё бы, ведь для создания декораций и спецэффектов из Японии прибыло 700 специалистов. Главный продюсер фильма - Ким Чен Ир, был в таком восторге, что решил продвигать "Пульгасари" заграницей. С этими целями в Австрию выезжают Син Сан Ок и Чхве Ын Хи. На второй день они просят убежище в посольстве США. Есть и альтернативная версия всей этой истории. По ней, Син Сан Ок и Чхве Ын Хи уехали в КНДР добровольно, т.к. режиссёр имел разногласия с южнокорейским правительством.
Что я могу сказать после просмотра. Учитывая в каком году и какой страной снят фильм, то получилось весьма неплохо. Масштабно. Но. Казалось бы какую идеологию можно запихнуть в фэнтези? В картине бедное большинство борется с угнетающим меньшинством и ведь получается намёк на борьбу северных корейцев за идеалы Чучхе. Не знаю, является ли ящерица Пульгасари отражением Вечного президента Ким Ир Сена, но чувствуется, что так оно и есть. На самом деле, история создания фильма намного интереснее самой картины. Не знаю, что ещё сказать. Игра так себе, много пафоса. Картинка так себе. Да, масштабность есть, но это всё. Не знаю, почему Ким Чен Ир писал с него кипятком. Ой, простите. Полководцы Северной Кореи в туалет не ходят.
Подведу итог моему знакомству с северокорейским кино. Как и в других случаях,
есть хорошие ленты, есть плохие. "Колокольчик" вдохновил меня на просмотр ещё несколько фильмов. Возможно, даже включу в этот список и военные, только боюсь захлебнуться от лозунгов и пропаганды.
В целом, картинка как будто из 40-х годов. Хотя если посмотреть на фото и видео из современной Кореи,
то видно, что они застыли во времени. А вообще, посмотреть подобного рода фильм - как окунуться в параллельный мир, оказаться на полтора часа в другой вселенной, получить укол самоотверженности, одухотворённости и праведности.
И закончу свой пост строчками из песни:
И мы всегда называли нашего дорогого Полководца "Отцом"
Наш Отец следит за жизнью каждой семьи,
И мы будем вместе с ним до конца земли и неба.
Слушаемся его с радостью и идём по стопам Великого Вождя...
Источник фото 2 3 4