Стеклянные суши - “Аутсайдер” Мартина Зандвлиета
На минувшей неделе Netflix выпустили криминальную драму Аутсайдер (The Outsider) и в очередной раз доказали, что основным направлением для стримингового сервиса является недорогое, но стильное авторское кино. Признаюсь, меня удивило то, что за этой историей о мире японского криминала стоит датский режиссер Мартин Зандвлиет, а его предыдущий фильм "Моя Земля" благодаря душераздирающему сценарию и великолепным актерским работам основательно закрепился в моем персональном топе.
Ник Лоуэл (Джаред Лето), военнопленный отбывает заключение в Японской тюрьме, где заводит полезное знакомство с Кайоши (Таданобу Асано), приемным сыном главы одного из криминальных кланов Осаки. Выйдя из тюрьмы новый друг в благодарность за помощь в побеге знакомит Ника с правилами жизни гангстеров-якудза и обеспечивает его работой. Ну как работой - рэкет, избиения, торговля оружием и прочие вещи, которыми занимаются японские бандиты, в еще не совсем оклемавшейся после Второй мировой стране.
Для Зандвлиета это фильм стал дебютом в жанре криминальной драмы и ожидать чего-то сверхъестественного я не стал, и несмотря на предсказуемость сюжета получил от фильма изрядную порцию удовольствия. Жестокий мир японских бандитов не раз становился благодатной почвой для кинематографистов и внести в этот жанр что-то новое после фильмов Такеши Китано задача вообще мало выполнимая, однако Мартину кое-что все-таки удалось.
Во-первых, присущая скандинавскому кино неспешность пришлась как нельзя кстати к японским декорациям, и более того, мне очень понравилась атмосфера послевоенной Японии. Мрачные ночные клубы, девушки, падкие до американцев, суровые законы мафии и обилие традиционных татуировок - ингредиентов очень много и перечислять их - все равно что, не зная языка пытаться прочитать меню в японском ресторане, написанное хираганой. Отдельно стоит отметить встречу глав враждующих кланов на чемпионате по сумо - отличный монтаж, прекрасная операторская работа, и впечатляющая аналогия между схваткой бойцов-гигантов и сдержанного гнева участников встречи. Учитывая, что сцену поставил европейский режиссер - снимаю шляпу. Очень круто и эффектно.
Во-вторых - это конечно же Джаред Лето. Всегда нравилось его умение демонстрировать свои таланты с разных сторон - сильный драматический актер, шутник и балагур во время интервью, хулиганистая рок-звезда с неугасающим тинейджерским надрывом в голосе, и я рад, что среди его ролей появился хладнокровный красавчик-гангстер, за худобой которого скрывается звериная ярость, а холодный, почти безжизненный взгляд одновременно пугает и притягивает. Да и ближе к финалу становится ясно, что его персонаж в гораздо большей степени якудза, чем окружающие его настоящие японцы.
И само время перейти к третьему пункту - антропологии. Мне кажется, что целью "Аутсайдера" был вовсе не рассказ о солдате, выбравшем путь бандита, а именно демонстрация ритуалов, которые свойственны кланам японской организованной преступности и здесь просто не к чему придраться. Отсечение пальцев, нанесение и значение татуировок, церемония усыновления и предназначение самурайских мечей. Эдакая лекция для непосвященных, или пристальный взгляд на весьма специфический пласт Японской культуры. С этой точки зрения фильм заслуживает твердой десятки, но неспешность и простота сюжета все-таки играют свою роль.
Субъективная оценка 7 из 10
Любопытное исследование традиций японской мафии