Виски, буквы, мордобой - "Пьянь" Барбета Шрёдера
При упоминании такой профессии как писатель возникает множество ассоциаций. Одни представляют себе интеллигентного мужичка, дымящего трубкой и стучащего по клавишам печатной машинки, другие - эдакого прожигателя жизни Хэнка Муди, третьи - задумчивого и мудрого Хэмингуэя и каждый по своему прав, так как умение складывать слова в предложения невозможно связать с тем как человек себя ведет или выглядит. Однако, некоторые параллели провести можно и о пьянстве или пагубных привычках некоторых мастеров пера сложены легенды, одну из которых, около-биографическую драму Пьянь (Barfly), поставленную по сценарию Чарльза Буковски в конце 80-х снял французский режиссер Барбет Шрёдер.
Генри Чинаски (Микки Рурк) любит посидеть в баре за стаканчиком виски или пива. Любит как следует накидаться и подраться с барменом (Фрэнк Сталлоне), часто берет выпивку в долг, живет в небольшой квартирке с обшарпанными стенами и каждый божий день начинает с выпивки, иногда записывая свои мысли на листочки, которые время от времени отправляет в одно из местных издательств. Не ради славы или денег, а просто так, чтобы быть услышанным.
Однажды, после очередной попойки, закончившейся дракой Генри заходит в очередной бар, где знакомится с Венди (Фэй Данауэй), которая хоть и выглядит ухоженной дамой, легко выпивает литрушку-другую виски. Не забывая запивать его пивком или содовой. Между ними естественно начинается страстный алко-роман, и все становится гораздо интереснее, когда появляется Тулли (Элис Крайдж), издатель по уши влюбленная в творчество Генри.
Около десяти лет назад я довольно глубоко погрузился в американскую литературу и последовательно ознакомился с большинством произведений Берроуза, Керуака и Буковски, но даже не догадывался о том, что последнего можно экранизировать. Грубоватая философия, помноженная на алкоголь и простые сюжеты - на страницах книги выглядит очень неплохо, но для кино - основа, скажем так, не самая лучшая.
Впрочем, я ошибался и "Пьянь" тому отличное доказательство. Рассказ о писателе, выбравшем хронический алкоголизм в качестве стиля жизни заходит так же легко как охлажденный шот водки или крепкий коктейль в начале вечеринки. Без промедления или препятствий, с удовольствием и довольной улыбкой и причина тому - невероятный Микки Рурк.
После грандиозного успеха "9 1/2 недель" и "Сердца Ангела" красавчик Рурк, до которого еще не успела дотянуться рука пластического хирурга, выдает высший класс актерской игры и его Генри получается настолько живым персонажем, что даже его неуклюжая походка и неловкие жесты производят неизгладимое впечатление, ничуть не меньшее чем исполненные житейской мудрости фразы или циничные замечания.
Стоит сказать, что ради этой роли Рурк выбил себе два передних зуба, а сбитые кулаки Генри - это вовсе не грим, а то с чего начинался его день на съемочной площадке. Микки наотмашь бил кирпичную стену, чтобы кулаки медленнее заживали и выглядели натурально на протяжении съемок. После такого, стоит ли сомневаться в том, что в большинстве сцен он пил настоящий алкоголь?
Уверен, что так и было и с этой ролью связана еще одна голливудская легенда. Когда стало известно о том, что компания Golan Globus, находящаяся под крылом Фрэнсиса Форда Копполы, запускает в производство фильм европейского режиссера по сценарию Буковски, первым у дверей студии появился Шон Пенн. Большой поклонник творчества Буковски, Пенн был готов пойти на все ради главной роли в этом фильме и в какой-то момент предлагал сниматься совершенно бесплатно (!!!). Галантный француз Шрёдер его выслушал, но настоял на том, что роль уже закреплена за Рурком и поступил, на мой взгляд, очень правильно. Пенн хорош собой и его актерская игра редко вызывает нарекания, но сомневаюсь, что он мог бы так же круто смотреться как молодой Рурк. И я еще не уверен, что Шон смог бы так же эффектно поливать окровавленную, пробитую дамской сумочкой, голову дешевым виски.