Эквализация - Основа качественного трека
Всем привет. Сегодня мне хочется сказать несколько слов об эквализации в треке, о том как это делаю я, не профессионал, а любитель написания треков в домашней импровизированной студии. На мой взгляд - это одна из самых ключевых составляющих успешного написания композиции. В статье будет идти повествование о параметрических эквалайзерах. Я не буду разглагольствовать об их интерфейсе, о том, какой лучше и так далее. Отмечу только самое основное, на мой взгляд, и по существу.
Вы определились с идеей композиции, ритмом, музыкальными инструментами и т. д. Процесс написания в самом разгаре и вот случается казус! В какой-то момент вы понимаете, что звучание всех ваших инструментов больше напоминает детский шведский духовой оркестр, а не тот прекрасный трек, который вы обрисовали у себя в голове. Если вы создаете композицию клубного направления, то здесь дела будут обстоять по проще, нежели при написании рока, классики и других подобных жанров, которые играются в живую.
Итак, во-первых, нужно проверить нет ли конфликта баса и бочки. Эти инструменты находятся в одном частотном диапазоне и очень часто входят в противофазу, тем самым создавая неприятное звучание, либо бочка полностью глушит весь жир и глубину баса. Если в треке не предусмотрен эффект сайдчейна (который сводит эту проблему на ноль), то в помощь приходит грамотная эквализация. Необходимо вырезать лишние частоты на одном из инструментов, на каком конкретно, зависит от ваших предпочтений. Чаще всего именно низ бочки глушит бас, поэтому первым делом нужно попробовать убавить (а то и полностью срезать) уровень на частоте до 50 Герц.
Все равно звучание не очень? Пробуйте убавить уровень на более высоких частотах ориентируясь на слух, в противном случае пробуйте заменить бочку или бас.
С этим разобрались, но вот не задача, звук все равно далек от идеала. Когда в треке одновременно играют несколько инструментов (3 и более), то практически все начинающие композиторы сталкиваются с проблемой «кашеобразного» звучания. Помимо того, что у каждого инструмента должно быть свое место (грамотное распределение в пространстве, то бишь стерео), у них должна быть и своя частота. Еще раз повторюсь, в клубной музыке этого достичь намного проще, так как нет каких-то конкретных канонов написания…полный полет фантазии (главное все же не переусердствовать), в отличии от других жанров. Бочка и бас должны поделить низы от 20 до 80 – 100 Герц, немного выше от 150 – 200 занимают свои места рабочий, клэпы, низкие лидирующие инструменты, пэды (опять же, каждый с упором на определенный диапазон!). Выше 1 КГерца идут высокие лидирующие, некоторая перкуссия, воздушное трансовое пианино, начинаются хетты. И уже от 1,5 КГерц и выше начинается «зона повышенной звонкости», если инструменты обрезать до этого уровня, то они приобретут воздушное, звонкое, легкое, а если переборщить – режущее звучание. В этих диапазонах делают акцент на хай хеттах и лидирующих инструментах.
Несколько слов стоит сказать и об эквализации живых инструментов. В принципе, алгоритм тот же, только есть одно но! Многие не уделяют достаточно внимания поиску резонансов, что в конечном итоге, при наслоении инструментов в треке, превращает его в кашу. Допустим, мы пишем рок или металл композицию и находимся в процессе создания какого-нибудь улетного рифа! Так как пишем мы на компьютере, используя виртуальные синтезаторы, то и наши гитары соответственно виртуальны. Но они были записаны очень хорошими людьми в студии и каждая нота с грифа «эбанеза» записана, так как и должна звучать. Мы обрабатываем звук разными эффектами (дисторшн, вах – вах, реверберация и прочее) и получаем необходимый звук. И тут вскрываются все недочеты записи гитары. На некоторых нотах она может сильно резонировать (заметно и по слуху), но в некоторых случаях эти резонансы нужно отыскивать самому с помощью эквалайзера. Для этого выбираем любую свободную точку на эквалайзере, делаем ширину захвата (Q) максимально узкой и поднимаем на максимальный уровень децибел.
И медленно – медленно ведем ее от нижних частот к верхним. Как только вы наткнетесь на резонанс, он тут же себя выдаст оглушительным гулом в наушниках. Как только нашли, сразу необходимо опустить частоту на порядок ниже (примерно -6 децибел). Тем самым вырезав нежелательную частоту и не задев остальные. В одном инструменте может быть несколько резонансов, поэтому не стесняйтесь накидывать 2 и более эквалайзера на канал в микшере. И главное - экспериментируйте!