Сталкер. 50\50
Режиссер Андрей Тарковский.
В результате некоего катаклизма образуется зона аномальной активности, вход в которую охраняют военные. Зона опасна, но туда манит самых разных людей. Существует легенда о том, что в центре этой зоны существует комната, которая исполняет желания. В связи с закрытостью этой территории появляется такая профессия как Сталкер – проводник.
Главный герой Сталкер (Александр Кайдановский), один из таких проводников, встречается в баре с Писателем (Анатолий Солоницын) и Профессором (Николай Гринько), дабы провести их через зону к этой самой комнате.
Картина по сути является спором межу Писателем, ищущим вдохновения эгоистом, уставшим и разуверевшимся в себе:
“Знаете что, господин Эйнштейн? Не желаю я с вами спорить. В спорах рождается истина, будь она проклята.” – Писатель.
и Профессором, переживающим за судьбу мира:
“Писателишка вы задрипанный, психолог доморощенный. Вам бы стены в сортирах расписывать, трепло бездарное.” – Профессор.
Между ними Сталкер - жалкий и серый, бескорыстно страждущий от лишений бытия, но, при этом, светлый и по-детски наивный, демонстрирующий собой нежную и добрую суть самой природы.
“Ну и везёт же вам! Боже мой... да теперь... Теперь вы сто лет жить будете!” – Сталкер.
Показывая изнанку мироздания, гений Тарковского проводит зрителя по самым отдалённым уголкам человеческого сознания, обнажая те самые мысли, о которых вслух не говорят, не делая при этом никаких выводов самостоятельно, а лишь задавая вопросы и намекая зрителю на суть законов, по которым устроен мир.
Актёры великолепно вжились в свои роли. Каждая фраза - цитата, сказанная именно так, как необходимо. Эмоциональное напряжение чувствуется буквально в каждой секунде. Это глубоко философский фильм, сюжет в котором является лишь вспомогательным инструментом.
Картина предстаёт перед зрителем в первую очередь рассуждением о смысле бытия и месте человека в мире. Она задаёт вопросы, на которые зритель сам должен дать ответы.
Фильм получил специальную премию жюри для внеконкурсного фильма в Каннах.