Рыбный день Гильермо дель Торо
Если вы вдруг всё проспали, то главную награду на премии «Оскар» в этом году получил фильм о любви к рыбе. Это почти как «Любовь и голуби», только любовь и рыба.
Я о фильме Гильермо дель Торо «Форма воды». Фабула такова: в закрытую лабораторию США привозят странное существо, за которым охотятся ещё и русские. Жестокий, властный, эталонный мужчина 50-60-х годов избивает это существо, вытаскивает его из бассейна, собирается убить. Немая и романтичная уборщица кормит существо яичками, слушает с ним музыку и решает выкрасть, чтобы спасти от вивисекции. Помогает ей в этом чёрная подруга и пожилой друг-гей. Какое-то время рыбеха живет в ванной у немой спасительницы, жестокий и властный мужчина из лаборатории мечется, медленно умирая от укусов амфибии и страдая от ущемленного самолюбия. Все заканчивается, когда амфибию увозят выпускать в реку. Как именно, не скажу, потому что «спойлеры» (как говорят в моем любимом сериале «Доктор Кто»).
Эта картина в России стала известна после того, как режиссёра обвинили в плагиате советского «Человека-амфибии». На самом деле, всё не совсем так. Дель Торо снимал ответ на картину 54-го года «Тварь из чёрной лагуны», которую режиссёр видел ещё в детстве. Только там люди побеждали злого монстра, а дель Торо решил восстановить справедливость, не всё красивым и сильным быть победителями.
Вообще, режиссёр известен своей трепетной и нежной любовью к монстрам, они у него всегда лучше, чем люди. В своей рецензии кинокритик Антон Долин говорит о том, что наконец-то дель Торо вернулся к своему интимному стилю, от которого он отказался после «Лабиринта Фавна», а уж «Оскар» в этом случае приятное дополнение.
Мне же показалось, что он сознательно снимал «фестивальный» фильм. Потому что здесь все здесь (Никита, Стас и Дюша Метелкин, извините) — и пожилой гей, и немая уборщица, и чёрная её подруга, и предатель русский, который в итоге идёт против всех, и сам монстр — чудовище, которое вроде бы не хуже, чем красивые и приятные люди или даже лучше. Если добавить сюда отсылки к самым разным фильмам разных лет и красивые кадры, немного мрачные, но сказочные, как и бывает у дель Торо, то можно понять, что альтернативного победителя в номинации «Лучший фильм года» быть просто не могло.
Но вот что я скажу. Весь фильм меня не покидало ощущение, что меня обманывают. Магия (в моём случае) не произошла.
"Это же рыба, вы серьёзно?" - хотелось крикнуть главной героине.
Но она гладила его по жабрам, и неожиданно интимно любила.
Во-первых, сценарий выглядит неправдоподобно. Я не о монстре. Дело в том, как легко немая робкая женщина обходила всех и вся. И дело не в силе её любви, просто самый главный объект в лаборатории никто не охранял, камеры легко поворачивались, обойти контроль на объекте было делом пяти минут, а уборщиц всегда легко пускали без какого-либо контроля в любые секретные местечки этой мрачной конторы и оставляли там в одиночестве.
Во-вторых, женщина спасала вроде бы разумное животное, заботилась о нём как о брошенном котенке, а потом, не особо терзаясь сомнениями, разделась и предалась безудержной любви. Не то, чтобы я ханжа, но это получилось странно и немного неуместно.
Конечно, приятно, что добро победило зло, что любовь оказалась сильнее этих вот предрассудков, но, весь фильм так и хотелось сказать: «это же рыба, черт возьми, рыба».