Архитектура. Япония: там, где копия лучше оригинала
В мире, где доминирует рациональная культура Запада, выражение «Восток – дело тонкое» сказано случайно и, главное, случайным для Востока автором. Скорее всего, при таком отношении весь Запад может так и остаться «случайным» для всей культуры Востока. Попытки слиться с Востоком пока тщетны. Между тем, Восток давно уже являет собой синтез цивилизаций и менталитета всех направлений. Особенно впечатляет Япония!
Древняя архитектура Японии
Археологические находки, обнаруженные на островах Японии, говорят, что там существовала доисторическая культура. Скажем, культура Дземон или культура Яеи, представляющие время от 8 века до нашей эры до 4 века уже нашей эры.
Какими должны быть люди, создавшие свою цивилизацию, будучи оторванными островами от внешнего мира, но влияющие на внешний мир?
Конечно, в первую очередь, Японская культура близка культурам Корейского полуострова и Китая. Ямато – это княжество, от которого началась единая Япония, со своей удивительной культурой и архитектурой, аналоги чего мы можем видеть в Китае и Корее.
Основа основ цивилизации – философия
VII век ознаменован для Японии конфуцианством, которое, преодолев океанские просторы, проникло в сердца японцев. Затем следуют – письменность, каноны устройства государства и, естественно, архитектуры. Основой архитектуры стала регулярная прямоугольная планировочная схема.
В 467 году пятеро монахов из Китая посеяли семена буддизма в Японии. Постепенно начал устанавливаться единый государственный порядок, в котором власть полностью принадлежала императору. Дворцы, монастыри, пагоды, храмы и все другие постройки обрели новые формы и выражения. Но Япония, прежде всего, великий компилятор, который любую идею делает своей. Пришедшая из других стран архитектура приобрела здесь иные черты и стала японской.
Япония – этот тот редчайший случай, где копия всегда лучше оригинала. Архитектура монастырей отошла от абсолютной симметрии, а потому стала более естественной и гармоничной. Яркий пример, Хорюдзи – монастырь вблизи города Нары, датированный концом 6 и началом 7 веков. Здесь сочетаются архитектура, скульптура, живопись.
В новой столице империи, которую император начал возводить недалеко от Киото, появились новые формы и содержания. В центре – дворец и монастыри. И здесь планировка города – прямоугольная, состоит из второстепенных и главных улиц. Пять веков этот город был столицей Страны Восходящего Солнца.
Но идеи оригинала не бесконечны, рано или поздно они исчерпываются. Нужны новые темы для пафоса и вдохновения.
Японская архитектура эпохи феодализма
В 8 и 9 веках, когда Япония окончательно стала империей, явилась необходимость утверждения мощи и величия государства. Архитектура – это также искусство формирования стереотипов поведения человека и общества. Новые идеи нашли свои выражение во многих памятниках и строениях Японии.
Для того, чтобы установить колоссальную бронзовую статую Будды был построен величественный зал Дайбуцудэн в городе Наре. Вообще, в архитектуре и скульптуре Японии это время ясности, зрелости и спокойствия.
Но время установления государства прошло и, как и полагается по сюжету, власть начала почивать на лаврах своих козней. Начался расцвет утончённой жизни знати, которая тоже повлияла на развитие искусства. Появилась новая столица, именуемая в то время Хэйан, а ныне – Киото. Там же появился императорский дворец Дайдайри, убранство которого отражает вкусы так называемой эпохи Хэйан, длившейся с конца 9 до конца 12 веков.
Развитой феодализм Японии – это эпоха самураев, простота и чёткость ритуалов, дзэн, сухие сады или сады камней. Время сосредоточения, созерцания и величайшего мастерства военного искусства. Эпоха эта длилась с конца 12 до середины 16 века.
Архитектура Японии средних веков
В 17 веке начался расцвет торговли, рост городов, появились ремесленники и торговцы, а вместе с ними и новая культура – демократическая, что и отразилось во всех видах искусства.
Почему я столь кратко рассказываю об искусстве и культурных эпохах Японии? Для созерцания любой страны обязательно знание и о развитии её культуры и искусств, где столь же краткое место может занять и сама архитектура. Но она будет более понятной, ибо вкраплена в общую культуру.
Древнее японское жилище татэана делали из соломы. Это – 4 вбитых в землю столба, несущие – жерди, тростник, ветви. Выбирали склон холма с мягким грунтом. Это во избежание сырости. Пол был углубленный в землю – 4-угольная яма 5 на 6 метров, глубиной почти 1 метр.
Другое жилище Древней Японии – такаюка, помещение высоко поднято над землёй, вход – приставная лестница. Над концами по торцам выступали стропила, которые образовывали кровлю в два ската, поддерживаемые двумя столбами. Детали таких сооружений стали впоследствии характерными для всей японской архитектуры.
Интересны кофуны – погребальные комплексы Древней Японии. Это насыпные острова-курганы, а в плане – соединённые круги и квадрат, которые обнесены рвом. По периметру и сверху – «стражи» фигурки из глины полутораметровой высоты. Они могли быть воинами, жрецами, музыкантами и даже животными. Такие курганы делали примерно в 3 и середине 4 века. Вероятно, их перестали строить с появлением буддизма.
Как я уже подчеркнул, образцом японской архитектура стала архитектура Китая. Но великий компилятор сделал свою копию лучше оригинала. Так мне кажется. А Вам?
Главная сила – в простоте, функциональности – из них явилась красота. Из бессмысленности красота не является, что и доказывает веками Япония.
Продолжение следует...
Я буду рассказывать Вам о своей и, возможно, Вашей мечте.
фото википедия, pixabay.com
Ваше хобби стремится стать бизнесом, а бизнес рвётся в онлайн?
Ищете сервис для создания интернет-магазинов?
Прежде чем выбрать, задумайтесь, как бы вы поступили, если бы все интернет-магазины были стульями?
В этом посте @ivelon отвечает на самый главный вопрос о торговой платформе Pokupo.
Платформа Pokupo.ru ищет региональных представителей.
Обязанности, выгоды и условия сотрудничества — здесь.