«Плетеный человек» — жуткий обычай древних кельтов
Если говорить о происхождении традиции украшать ёлку на Рождество или Новый год (как в Советском Союзе), то тут есть, как минимум, две версии: “добрая” и “злая”.
Добрая версия нам говорит о том, что однажды в начале XVI века немецкий богослов Мартин Лютер, ставший позже родоначальником протестантизма, шел по морозному Виттенбергу и был зачарован синим небом и ослепительным золотом звезд. Придя домой, вдохновленный Лютер украсил рождественскую елку свечами, а на ее макушку установил звезду. Это была память о Вифлеемской звезде, которая, как известно, указала путь к только что появившемуся на свет младенцу Иисусу.
От “злой” версии кровь стынет в жилах. Согласно ей, традиция украшать новогоднее дерево пришла к нам от древних кельтов, которые время от времени практиковали человеческие жертвоприношения. Мол, друиды - кельтские жрецы - брали преступников, отсидевших в заточении несколько лет, убивали их, затем отрубали им голову, конечности и развешивали это все на ветвях деревьев, в основном на ветвях дуба, потому что дуб был священным деревом древних кельтов. Все это висело некоторое время, одновременно пугая всех и радуя (как же - висящая нога к богатому урожаю пшеницы), после чего человеческие останки уничтожали вороны и прочие лесные твари. С течением времени дуб, говорит нам “злая” версия, превратился в ель, а части тела стали милыми ёлочными игрушками.
Конечно, обе версии вызывают сомнения, особенно вторая. Я решил ее проверить и обнаружил действительно интересные и завораживающие факты.
Плетеный человек на гравюре XVIII века. Источник: Википедия
Одним из главных источников, рассказывающих нам о жизни древних кельтов (или галлов, как называли их в Риме) служат “Записки о галльской войне” Гая Юлия Цезаря. У него есть довольно подробные описания того, чем занимались галлы, желая вызвать милость своих богов. Действительно друиды были мрачными и жестокими ребятами и не брезговали человеческими жертвоприношениями, хотя, судя по всему, делали это нечасто, а по большим праздникам. Например, перед началом так называемой Карнутской ассамблеи - регулярном собрании всех высших друидов, которое проходило на священном поле на землях одного из галльских племен - карнутов. На этом сборище друиды обсуждали самые острые и злободневные вопросы (войны и мира, будущего урожая, судьбы пленных и так далее), а чтобы разговор шел бодрее, устраивали масштабную церемонию жертвоприношения своим главным богам - великим и ужасным Тевтатесу, Езусу и Таранису.
Кадр из фильма "Плетеный человек" 1973 года. Источник: kinopoisk.ru
Но вот о том, что жертвы расчленяли и развешивали части тела по деревьям, Цезарь ничего не говорит. Зато приводит прекрасный пример сооружения клетки из ветвей деревьев в форме человека, куда загоняли несчастных, а затем поджигали. В наше время этот образ, образ “плетеного человека” вдохновил создателей фильмов ужаса.
“Галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени. Но, по их мнению, еще угоднее бессмертным богам принесение в жертву попавшихся в воровстве, грабеже или другом тяжелом преступлении; а когда таких людей не хватает, тогда они прибегают к принесению в жертву даже невиновных”.
О похожих ритуалах кроме Цезаря упоминают и другие великие древние - Страбон, Диодор Сицилийский и Лукан. Но, увы, у античных историков нет никаких упоминаний об украшениях деревьев частями человеческих тел. Поэтому “злую” версию происхождения рождественской ёлки мы вынуждены отмести. И, пожалуй, это к лучшему.
"Плетеный человек" едва ли оказал какое-то влияние на рождественские обряды, а вот средневековый обычай сжигать колдунов и ведьм, скорее всего, имеет корни в этой жестокой традиции древних кельтов.