Базовая проблема существования
Одно из самых важных для жизни направлений практической психологии носит совершенно невыговариваемое название – экзистенциальная психология. О том, что относится к каждому из нас (даже если вы об этом раньше не думали) я и предлагаю поговорить.
Что это за зверь такой
Экзистенциальная психология больше практическая, чем академическая наука. Это не рассуждения о том, как устроена психика и всякие познавательные или не очень процессы в ней. Матчастью занимается общая психология. Экзистенциальную психологию интересуют вопросы, которые касаются жизни человека. Реальной, практической жизни. Как он живет, для чего. Как быть счастливым. Отчего мы несчастны. Где взять сил если что. Почему вот эта маленькая девочка, неубиваемая как танк, а вон тот верзила при всяком шорохе прикидывается дохлым.
Может показаться, что это очень абстрактные вопросы. Так думается до тех пор, пока ты не обнаруживаешь, что они и тебя касаются. Например, когда понимаешь, что тебе хочется сдохнуть. Вариант помягче: ты перестал радоваться жизни. Все серое и унылое. Добрый доктор сказал, что это не депрессия. А жаль, потому что тогда можно было бы закусить таблетками. А тут не знаешь что делать. Нет, деньги не спасают. Скорее усугубляют.
Советы «возьми себя в руки!», «взбодрись!» и «соберись тряпка» помогают примерно никак. Экзистенциальная терапия, которая и составляет значительную часть экзистенциальной психологии, как раз занимается этими бедолагами. На самом деле, всеми нами. Просто не до всех доходит, что у них проблемы. Или пока еще не дошло. Мы (психологи) за таких, кстати, радуемся. Пусть порезвятся, пока получается. Хорошая жизнь, это когда ты не задумывается, что такое хорошая жизнь. Увы, не задумываться получается не у всех.
Теоретическая часть экзистенциальной психологии — это скорее экзистенциальная философия. Мы ею заниматься не будем, а поговорим про то, что ближе всего к жизни. Про базовые проблемы, с которыми сталкивается человек.
Прежде чем углубиться в житейские подробности, перечислю несколько фамилий, а то совсем некрасиво получается. Неуважуха. Как только услышали эти имена, знайте, запахло экзистенциализмом. Проветрите помещение, чтобы голова не болела. Итак, психологи и психотерапевты: Виктор Франкл, Людвиг Бинсвангер, Джеймс Бьюдженталь, Ирвин Ялом, Ролло Мэй. Немножко Эрих Фромм. Из философов Сартр, Кьеркегор, Хайдеггер, Гуссерль. Никто не пишет про Мамардашвили, но он очень экзистенциально мыслит. Поэтому пусть будет и он. Я художник, я так вижу! Конец справки. Дальше будет веселее.
4 базовые проблемы
Ирвин Ялом, знаменитый психотерапевт, сказал как-то, что человек сталкивается с 4 основными проблемами, решение которых и составляет суть терапии. И взросления, добавлю я от себя. То, как решает эти проблемы человек (или избегает решения) ярче всяких тестов показывает каков он. Если бы мне надо было решить с каким человеком жить или серьезно работать, я бы в первую очередь поинтересовался, что он думает на эти четыре темы.
Это важнее всех других психологических характеристик. Потому что, какая разница, быстрая у человека переключаемость внимания или нет. Или какой тип мышления у него преобладает. Все это помогают узнать какая у него психика. Но я-то не с психикой общаться собираюсь, а с человеком. Потому мне интересно не то, про что написано в учебнике общей психологии, а человеческие черты.
Ялом пишет так: «Я обнаружил, что четыре «данности» существования имеют прямое отношение к психотерапии: неизбежность смерти — нашей или тех, кого мы любим; свобода сделать с собственной жизнью что угодно; наше абсолютное одиночество в мире и, наконец, отсутствие в жизни какого бы то ни было очевидного, готового смысла или значения. Эти данности могут показаться мрачными, однако содержат семена мудрости и искупления».
«Палач любви» и другие рассказы о психотерапии»
Даже если вам показалось, что вы все про это знаете, прочитайте это текст. Велика вероятность, что на какие-то вещи вы посмотрите иначе. А то и вовсе узнаете что-то новое.
Итак, первая проблема психотерапии.
Неизбежность смерти
Кто-то может сказать, я вообще об этом не думаю, стараюсь не думать. «Стараемся не думать» — вслушайтесь в эти слова. Вам не кажется, что это может быть защитой, о которых мы с вами недавно разговаривали? Уменьшить страх смерти — козырный способ расчехлить любую из них. Стараюсь не думать – это вытеснение. Я не умру – отрицание (как не уточняется, но не умру). Если под это подводится научная база, что к тому времени будут искусственные органы, или сознание переселят в сеть, то это еще и рационализация/интеллектуализация.
Защищаются не только отдельные люди. Они носят массовый характер, что отражается на целых институтах. Никогда не замечали что реклама — это мир людей, которые собираются жить вечно? Только некоторые культуры (например, японцы), могут про смерть говорить спокойно. Как-то 30 японским детям дали задание написать сочинение «Моя идеальная жизнь». 28 из 30 работ включали описание похорон. Мне немножко завидно.
С другой стороны, зацикленность на вопросах смерти свидетельствует либо о проблемах, либо об активном периоде их разрешения. Первое — не здорово, второе — нормальная часть жизни. В идеале, человек должен принять эту мысль и научиться с ней жить. Кстати, совершенно нормально то, что человек возвращается к этой проблеме на протяжении всей жизни. Вспоминаем, как дети испуганно спрашивают: «мама, ты никогда не умрешь?». Им нужен утвердительный ответ, который их успокоит. К сожалению, чем дальше, тем сложнее верить в успокоительные ответы. Тем более, если ты сам стал мамой (ок, кто-то папой). То есть ты снова будешь решать ту же задачу, но уже другими средствами. Возможно, напьешься. И тогда это регрессия.
Умение спокойно говорить о собственной смерти или смерти близких — важная черта зрелого, психически сохранного человека. Подчеркну: не равнодушно, а спокойно. Равнодушие освидетельствует о том, что тут поработало вытеснение. Это неприятная тема, но принимать конечность существования — это важное умение. Принимать жизнь как есть.
Нельзя же день за днем, потупя взор,
Почившего отца искать во прахе.
То участь всех: все жившее умрет
И сквозь природу в вечность перейдет
(«Гамлет», акт I, сцена 2, пер. М. Лозинского)
Впрочем, я немножко схитрил. Потому что Гамлет, насколько я понимаю, был озабочен скорее проблемами престолонаследия. А все эти философские загоны были лишь способом высказать свое фи тому, кому он не мог выразить свое недовольство в лицо.
Люди могут делать вид, что у них стальные яйца (женщины делают такой вид даже чаще мужчин). Но это напускное. От состояния «расклеился» нас отделяет совсем немного. Вот характерный случай. Как-то на тренинге тренингов (там, где учат их вести) было задание «продемонстрировать любое упражнение». И одна девушка неосторожно взяла такое.
Надо было за 2 минуты написать 5 целей на жизнь, расположив их по степени важности. Потом, предлагалось составить такой же список, исходя из того, что жить осталось 10 лет. Потом, 5 лет, полгода. Когда упражнение обсуждалось в круге, было очень хорошо видно, как поменялась атмосфера. У кого-то просто перехватило голос, у кого-то он был сдавленным. Кто-то говорил не в своем темпе. Еще одна девушка говорила очень рвано. Среди присутствовавших не было людей младше 27 лет. Возможно, если бы это были 20-летние студенты, было бы попроще, но не факт.
Причем, это было простенькое задание, гипотетическая ситуация без погружения. Но необходимость представить себя в предложенных обстоятельствах сильно влияла на эмоциональное состояние. Это по поводу «железных людей». Не скажу, что так будет с любым, но не стоит особо заблуждаться на свой счет — мы очень нежные в этом отношении. Кстати, задание очень полезное — очень хорошо видно как трансформируются жизненные смыслы в зависимости от жизненной перспективы. Правда, оно несколько травматичное. Так что, без присмотра я бы не советовал.
Хрестоматийным примером того, какую большую внутреннюю работу может запустить эта тема — потрясение князя Мышкина, который увидел «Мертвого Христа в гробу» Гольбейна.
И тут я устал писать. Продолжение завтра ))
На главном фото «Граждане Кале», Огюст Роден. Бронза, фрагмент.
Фото pixabay. Лицензия CC0