Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-liganovi4kov
5 лет назад

[СВОБОДНАЯ ТЕМА] → Опознаватели «свой-чужой» в 21 веке

Мини гайд-парк (настоящий Гайд-парк в Лиге Авторов, в Свободе Слова). Самые неожиданные, порой даже странные темы, одним словом, "неформат". Главное — творите!


Опознаватели «свой-чужой» в 21 веке

Довольно часто приходится слышать нечто вроде «Ах, как я в нем ошиблась!» или «Ох, как я в ней ошибся!» – это если речь идет об отношениях между мальчиками и девочками. Немало такого и во внутривидовом общении (мужчины и женщины – это все же разные биологические виды, хоть убейте). И надо сказать, что проблема эта – не сегодняшняя, и попытки решить ее более или менее масштабно осуществлялись во все времена. Давайте немного поговорим о том, какие инструменты у нас есть для этого сегодня? Чем мы пользуемся (или не пользуемся) для того, чтобы заранее – до того, как ошибка приведет к негативным последствиям – определить для себя хотя бы в самых общих чертах «свой» перед нами человек или «чужой»? Что нам в этом помогает, а что, наоборот, запутывает?

Сперва о самом грубом и примитивном

Как ни странно, но именно грубые и примитивные инструменты для человека сделали куда больше, чем более сложные и требующие навыков и умений приборы и приспособления. Топором и молотком построено все еще значительно больше, чем, например, лазерным плоттером. Так что вначале – о топоре и молотке…

1. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕПЕРЫ

Обидно, конечно, но одним из главных водоразделов сегодня стал фактор достатка. Он был всегда, но практически никогда его влияние не было столь полно и всеобъемлюще. Именно критерий отбора «по кошельку» нашими предками подвергался всяческим осмеяниям и сомнениям, а уж литературная мифология спорила с ним истово и постоянно. Вспомним хотя бы сказки: завсегда в них бедный богатого был умней, добрей, ловчей и лучше. И какой-нибудь Иван-дурак запросто превращался в царя (хотя и на полставки – ему обычно все-таки полцарства давали, а не целиком), всего-то поймав зимой щуку в проруби. А бедный Пьер со своим котом получал замок, статус и опять же – королевскую дочку.

Мне что-то не приходит на память ни одной современной сказки, в которой некий Ваня сделался бы из грузчика олигархом. Не пишут. Может быть, потому, что путь от сохи в магнаты нынче тернист и кровав – одной щукой тут не обойтись. Европейская сказочная традиция куда ближе к истине: там герой, хошь-не хошь, кого-то ради будущего успеха крошил в капусту. Даже в неадаптированной исходной сказке про огниво солдат встреченную им ведьму рубит своей саблей насмерть – хотя ничего плохого она ему не сделала. И какое-то нехорошее чувство остается, когда представляешь себе этого малого с его карманами, полными золотых монет, и сабелькой со следами расчленения.

Вспоминается дочка одного из одиозных политиков-управленцев средней руки, прославившегося на Севере Москвы. Даже в достаточно элитной школе, где она училась, ей было неуютно. С одной стороны, она, конечно, 99% своих одноклассников по достатку и «упакованности» перекрывала. А с другой – дружбу этих одноклассников (вернее, имитацию дружбы) девочке приходилось покупать: то дорогого виски в школу принести, то еще чего-нибудь из той же серии. А иначе ее никуда в совместные игры не звали…

Кстати, в традиционном светском обществе, где круги общения складывались медленно и очень разборчиво (дворянами раньше становились не все желающие, и даже купить себе титул было «не айс» – над такими посмеивались), нуворишей вообще не жаловали. Хотя бы даже и очень богатых. Теперь, правда, такой подход размывается – опять же, дело в реалиях 21 века. На место понятий чести и долга в качестве объединяющего фактора выходит все тот же достаток. Так что – пока ситуация не поменялась в обратную сторону – добро пожаловать во дворяне. Только платите.

Потому, для людей наименее разборчивых и наиболее амбициозных, социальным признаком «свой-чужой» нынче является уровень дохода и занимаемая должность (может быть не собственная, но папы или мамы). Не усмехайтесь слишком уж презрительно – в этой среде есть и свои риски. Например, человек может разориться, а папу или маму могут не просто уволить, а еще и с конфискацией. И происходит это не так редко. Так что элемент «русской рулетки» в этом обществе присутствует. Вместо взаимовыручки там работает «круговая порука».

И если она ослабляется все по тому же принципу – «выгодно или не выгодно» – пиши пропало. Не только не помогут, но еще и порвут на части. И достаток, и, если будет необходимо, самих его носителей. И может быть от этого столь истеричны забавы внутри такого сообщества – честно говоря, возможность в лепешку расшибиться на каком-нибудь «Мазератти» или на худой конец «Порше» все-таки привлекательнее, чем помереть от голода после того, как ел на серебре и золоте.

2. РЕПЕРЫ КУЛЬТУРНЫЕ

Вот тут все сложно. Прежде всего, потому, что слои общества сильно перемешались, а народ наш перестал быть «самым читающим в мире». Базис для общения истончился до толщины туалетной бумаги. И если раньше мужик выбирал себе женщину для платных услуг на ночь по принципу: «Главное, с ней ни о чем говорить не надо – оделась и ушла», – то теперь сплошь и рядом так выбирают знакомых. Одна тема для общения – не более. Поговорили – и восвояси. Ну и как тут уберечься от непредсказуемых неприятностей?

Давайте задумаемся, какие именно символы (и отношение к ним) делают нынче человека «своим» или «чужим»? Ведь все равно мы ищем точки отсчета, верно? Я, честно говоря, насчитал их сегодня не так уж много…

– «Крым наш». Ну, тут все понятно. Если считаешь, что «наш», то тебе направо, а если думаешь, что «не наш» – налево. Становись по росту, бери кирпич, присоединяйся.

– «Толерантность». Тут тоже относительно ясно. Бери чулки и помаду, сбривай бороду, повязывай чалму, напяливай паранджу – и в строй. Либо в колонну демонстрантов, либо в толпу, которая закидывает эту колонну тухлыми помидорами. Есть и женский вариант – специфика несколько иная, но в целом все то же.

– «А читал ли ты Чехова?» Вот тут немного сложнее. Ибо сегодня на 80% ответ будет «не читал». И следовательно поговорить о духовном поиске интеллигента не удастся – слишком многое надо будет в таком разговоре начинать с нуля. Да и другие книжки основательно подзабыты.

Не так давно я в разговоре с очень умными молодыми людьми убедился в том, что они ничего не знают про Остапа Бендера, кроме того, что тот был аферистом. Определение «великий комбинатор» для них было пустым звуком: «а кто это»? Девушки еще более или менее помнят про Герду и Ассоль, хотя теперь уже далеко не все. А кто такой Ариэль? А Гобсек? Или Гек? И чем отличается Гек Финн от Гека, у которого был брат Чук? А кто такая Цокотуха, и что она купила, найдя денежку?

Нет, конечно, есть нынче всякие там Лунтики и Фиксики, а также Аркадий Паровозов. Хорошие персонажи. Но они стоят на пустоте – под ними нет никакой культурной истории. А потому и говорить с людьми, знающими только это, бывает не о чем. Нет там никакого объема для обсуждений. Даже «помогатор» не поможет.

Отчасти сохраняется еще ставший почти прозрачным слой так называемой «общей культуры». Например, про Булгакова слышали многие. А кто-то даже кино смотрел. Но вообще-то у Михаила Афанасьевича есть еще много чего написанного, и вот тут начинается пробуксовка. Да и сам роман «Мастер и Маргарита» воспринимать по убогой экранизации (по любой из убогих) – это недостаточно. А вот такие обязательные для конца 20 века элементы общей культуры, как Мандельштам (знаете, а он ведь и прозу писал. Хотя он – поэт. Да-да. Написал одну песню для Аллы Пугачевой), Пастернак, Цветаева, Ахматова – это где? Кто из 20-летних хотя бы три строчки процитирует? Вот то-то… Куда уж там Шекспир, Шиллер, Гейне или, прости, Господи, Катулл.


Порой человек говорит вполне правильные вещи – и даже вполне себе правильно строит предложения. Думаешь: «Ай, как повезло! Умница!» И вдруг… Был у меня такой случай. Сидели мы за столом с парнем, с которым года два делали совместные дела – выпускали рекламные издания для спортивных фирм. Все шло нормально. Разговоры в застольях становились все более доверительными, но литература не была для моего знакомого сильным местом. А потому мы общались по методу акынов: «что видим, о том и говорим».

Но вдруг он рассказал мне один случай, который произошел с ним на охоте. О том, как смеялись и он, и его приятели, когда подраненный ими заяц плакал у них под ногами от боли и страха, а они все никак не могли добить его прикладами – промахивались. «Прикинь, умора! Минут 15 добить не могли», – хохотал он, рассказывая.

Черт его знает, может, если бы я услышал мнение этого человека о какой-то книжке чуть раньше, этого разговора не было бы, и я не испытал бы чувство невероятного омерзения и жуткой досады на себя – за то, что позволил ему оказаться в ближнем круге своего общения. Дела с ним я прекратил уже на следующий день после этой беседы. Кстати, как выяснилось, правильно сделал: вскоре парень проявил себя в отношении своих партнеров очень и очень некрасиво, и я вовремя отошел в сторону. Но ведь мог бы и не общаться. Надо было только немного повыяснять края – прощупать его «хорошо и плохо».

С того момента прошло уже много времени, но он мне запомнился потому, что уже тогда я начал осознанно и жестко дифференцировать «своих» и «чужих» по их отношению к культуре. И ошибок стало куда меньше. Ибо если человек с культурой знаком, его не так сложно понять – есть, за что зацепиться. А если нет – и цепляться не стоит.

Продолжение следует

Автор: @aasmanov
Редакция и публикация: @ladyzarulem
Дизайн обложки: @sxiii


Если вы сами не пишете посты, но читаете, и вам попались интересные блоги новичков — подскажите, пожалуйста, новичку, что он может публиковаться в нашем сообществе.

Голосуйте за вашего делегата,
вдохновителя авторов
и мУчителя новичков @ladyzarulem здесь




0
333.358 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые