Разработка под VR: студии, игры и «Звездный десант» от VRT World
По расчетам SuperData, через три года объем рынка виртуальной реальности перевалит за $40 млрд. Почти 60% от этой суммы придется на долю разработчиков игр и прочих приложений. Снежный ком не остановится – IDC уверена в росте рынка VR/AR до $162 млрд за пять лет. Осенью 2015 года компания Oculus, создавшая очки Oculus Rift, рапортовала о 200 тыс. зарегистрированных ей разработчиков VR. Подавляющее большинство, разумеется, – частные лица. Не так давно VR/AR Association сообщила о 3,5 тыс. официально функционирующих компаний, сконцентрированных на разработке под прихоти виртуальной реальности. В сегодняшнем материале мы поговорим о таких студиях, их играх, плюс подробно остановимся на многообещающем научно-фантастическом шутере «Звездный десант» от VRT World.
От «инди» до AAA
Любая тенденция на рынке IT вписывается в так называемый Gartner Hype Cycle, то есть «период хайпа вокруг ноу-хау». Если закрыть глаза на проекты из 90-х вроде шлема Virtual Boy, о VR громко и активно заговорили в начале 2010-х гг. Тренд успел ухнуть во «впадину разочаровании» Gartner Hype Cycle и успешно выбраться из нее. Сейчас мы находимся на пороге эпохи жизнеспособного VR, который может потеснить привычные игровые платформы – консоли и PC.
Во многом это заслуга стартапа Oculus, купленного Facebook за $2,3 млрд весной 2014 года. Тогда в компании было сформировано особое подразделение – Oculus Studios, сконцентрировавшееся на помощи «инди»-разработчикам и издании игр для Oculus Rift. Facebook объявил о намерении инвестировать в подразделение $0,5 млрд. Дела у него, судя по всему, идут хорошо – фирменный онлайн-магазин регулярно пополняется новинками, только вот статистика продаж/загрузок не озвучивается.
Благодаря сервису SteamSpy мы знаем, как себя чувствуют VR-игры на конкурирующей платформе – Steam. Правда, надо учитывать, что у Valve, владеющей магазином, есть собственный шлем виртуальной реальности Vive (выпускается сообща с HTC), то есть выбор у пользователей Steam больше, чем в Oculus Store.
С открытием эпохи виртуальной реальности новую нишу бросились осваивать как «инди», так и тяжеловесы. Вот статистика продаж игр от крупных компаний (Steam):
· CCP Games: Sparc – 7 тыс., EVE: Valkyrie – 40 тыс., Gunjack – 23 тыс.;· Crytek: Robinson: The Journey – 5 тыс. Отметим, что этот шутер также доступен в Oculus Store и PlayStation Store для PS VR, так что суммарный тираж куда выше. Вдобавок в Oculus Store вышел еще один проект Crytek – симулятор скалолаза The Climb;
· Ubisoft: Star Trek: Bridge Crew – 50 тыс.;
· Rockstar Games: L.A. Noire: The VR Case Files – 15 тыс.;
· Croteam: Serious Sam VR: The Last Hope – 50 тыс., Serious Sam 3 VR: BFE – 16 тыс., The Talos Principle VR – 26 тыс.;
· Bethesda/Zenimax Media: Doom: VFR – 27 тыс., Fallout 4 VR – 70 тыс.
Последний пункт особенно интересен. Zenimax Media давно судится с Facebook/Oculus из-за того, что ее бывший сотрудник Джон Кармак (легендарный программист Doom и Quake) при переходе в Oculus якобы передал новому работодателю внутренние секреты Zenimax. Как итог – игры Bethesda не оптимизируются для Oculus Rift. В Steam, имеющем аудиторию 67–70 млн юзеров, шлемами HTC Vive пользуется 0,1% геймеров. Получается, практически все владельцы HTC Vive купили Fallout 4 VR! Индустрия виртуальной реальности давно нуждалась в подобных блокбастерах – и они наконец стали появляться на полках. В продолжение банкета Bethesda готовит для HTC Vive The Elder Scrolls 5: Skyrim VR – адаптированную версию культовой RPG. На PS VR она доступна с ноября 2017 года.
Sony не раскрывает цифры реализации конкретных игр. С другой стороны, недавно она отчиталась о том, что продала свыше 2 млн экземпляров PS VR и более 12 млн игр для него. Этому поспособствовало наличие VR-режимов в таких громких проектах, как Resident Evil 7, Tekken 7, Project CARS 2 и Rise of the Tomb Raider. В Steam тем временем реализовано 2,6 млн VR-игр.
Вообще поучаствовать в VR-революции посчитал нужным чуть ли не каждый известный разработчик и издатель: High Voltage Software (шутер Damaged Core), Harmonix (Rock Band VR), Insomniac (экшен Edge of Nowhere об экспедиции, пропавшей в Антарктике), Epic Games (FPS Robo Recall), inXile Entertainment (The Mage's Tale – dungeon crawler от первого лица, спин-офф популярной серии The Bard's Tale)… В VR появились и первые франшизы – «платформер» Lucky's Tale (Playful) получил сиквел Super Lucky's Tale, который Microsoft рекламировала активнее других проектов из стартовой линейки 4K-консоли Xbox One X.
Не только VR
В виртуальную реальность ударился даже режиссер Ридли Скотт, спродюсировавший приключение The Martian VR Experience (в поддержку фильма «Марсианин»). А в рамках Oculus долго действовал отдел Oculus Story Studio, производивший контент для кинотеатров. В целом же короткие игры в VR, продвигающие какой-либо продукт, уже воспринимаются как обыденность.То же самое можно сказать об обучающих играх. Здесь особенно отличилась российская компания Nival (хотя и специализируется на компьютерных стратегиях) – в ее проекте InMind предлагается изучать строение человеческого мозга, а в InCell – клеток. То же самое можно сказать об обучающих играх. Здесь особенно отличилась российская компания Nival (хотя и специализируется на компьютерных стратегиях) – в ее проекте InMind предлагается изучать строение человеческого мозга, а в InCell – клеток.
Другое востребованное направление – виртуальные экскурсии. «Туры» по Чернобылю организовали, например, украинская студия Verum Visum (Chornobyl360) и польская команда The Farm 51 (Chernobyl VR Project).
В РФ на 2016 год в сфере VR/AR работали порядка 150 компаний (источник – отечественная Ассоциация дополненной и виртуальной реальности). В 2016-м были зарегистрированы свыше 40 проектов, привлекшие инвестиции в размере $15–30 тыс. каждый.Экономику VR-игр приблизительно дает понять опыт петербургской компании Lostroom. На короткий космический квест Cosmos она потратила шесть месяцев и 3 млн руб. Инвестиции окупились за полгода (вдвое быстрее, чем в случае классических квеструмов), так что Lostroom решилась на создание специализированного VR-отдела – Avatarico.
«Звездный десант» от VRT World
Впрочем, перечисленные инициативы меркнут перед планами VRT World, намеревающейся запустить VR-маркетплейс на блокчейне и сеть парков виртуальной реальности по всему миру. Первый подобный парк, Z8, уже работает в Москве.В будущем сеть парков станет самым крупным заказчиком VR-проектов у независимых разработчиков. Сама VRT World возлагает большие надежды на научно-фантастический шутер «Звездный десант» – смесь Doom, Space Hulk: Deathwing и Half-Life.
В будущем сеть парков станет самым крупным заказчиком VR-проектов у независимых разработчиков. Сама VRT World возлагает большие надежды на научно-фантастический шутер «Звездный десант» – смесь Doom, Space Hulk: Deathwing и Half-Life.
В данный момент чистокровные шутеры в VR не особенно распространены из-за дороговизны. Их пока заменяют так называемые «виртуальные тиры» или дуэльные «стрелялки» – к примеру, игра о Диком Западе Dead and Buried, Alpha Tactiс, The Unspoken от знаменитой Insomniac, RevolVR и др. К этой же категории относится и VR Invaders от Mail.ru, где нужно сражаться с дронами и можно замедлять время, а Unreal Engine 4 позволил реализовать разрушаемое окружение. Поинтереснее выглядит Robo Recall от Epic Games – веселый «симулятор» истребления роботов, вышедших из-под контроля. Здесь разрешено ловить вражеские снаряды и отправлять их обратно, результаты же фиксируются в онлайновой таблице лидеров.
«Звездный десант» – на порядок более оригинальный и смелый проект, чем всё, что перечислено выше. Хотя бы из-за главной особенности – взаимодействия в VR группы участников (этого удалось добиться благодаря внутренней технологии VRT World – Full Body Tracking). События разворачиваются в XXII столетии – человечество осваивает дальние регионы космоса, и иногда ситуация в колониях выходит из-под контроля. Это и случилось на планете «Рэд 8-03» – эксперименты ученых привели к открытию портала в параллельное измерение, откуда хлынули монстры. Ваша задача как сотрудника корпорации «Спейс Альфа» – эвакуировать гражданских и разобраться с чудовищами.
Вооружившись плазменной винтовкой, вы побываете на станции на подлете к «Рэд 8-03», в челноке, следующем к планете, в коридорах научного комплекса и, конечно, на поверхности небесного тела. Предстоит решать несложные головоломки, связанные с переходами между локациями, и отстреливаться от толп монстров. Есть все основания полагать, что «Звездный десант» сделает то, что не получилось у Doom: VFR и Robinson: The Journey, – передаст полное ощущение погружения в научно-фантастическую историю.
Создавать игры под VR прибыльно уже сейчас, а с открытием маркетплейса VRT World занятие станет еще более доходным – благодаря блокчейну с минимальными комиссиями и прозрачным распределением доходов. Конкурентов у VRT World и ее парков нет – разве что сеть The Void, в которую американец Кен Бретшнайдер вложил $14 млн (траты на открытие одной ячейки сети – $250–300 тыс.). Правда, The Void предлагает аттракционы с минимальным взаимодействием участников и уж точно без напряженного мультиплеера.
Чтобы привлечь инвестиции, необходимые для запуска маркетплейса на блокчейне (в перспективе – киберспортивной лиги и стримингового сервиса в VR), VRT World организует ICO. Акция пройдет 27 февраля – 27 марта, hardcap – $16 млн. Планы компании базируются не на пустом месте: первый VR-парк вовсю работает, собственный шутер «Звездный десант» вот-вот будет готов, в следующем году по франшизе начнут функционировать еще несколько десятков VR-парков. 2018 год обещает стать революционным для сферы VR.