ОККУЛЬТНОЕ МАСОНСТВО
Перед изучающим мистическое Масонство всегда встаёт одна проблема. Он знает её под многими именами. Она показывается ему во многих символах, но кратко она может быть выражена как очищение и освобождение духа и тела от ига кристаллизации и материальности. Другими словами, он стремится высвободить свою жизнь, которая погребена под развалинами его павшего храма и восстановить её вновь на месте, которое принадлежит ей по праву, как камню его духовной арки.
Когда мы изучаем древнее Масонство, мы имеем дело с одним из первых откровений того, что мы знаем, как учение Мудрости. Как и другие великие тайны, оно состоит из разрешения проблем существования каждого дня. Нам может показаться, что мы имеем теперь мало пользы от изучения этих отвлечённых символов, но со временем каждый изучающий поймёт, что вещи, которые он сейчас отодвинул в сторону, как не имеющие цены ? это драгоценности, которые ему потребуются, когда на то придёт время. Как кентавр в зодиаке ? стрелец, человек вечно стремится поднять своё человеческое сознание над животным телом; и в масонской лестнице с тремя ступенями мы находим три великих шага, которые необходимы для освобождения. Эти три шага ? три больших подразделения человеческого сознания. Мы можем кратко определить их как материальность, интеллект и духовность... Они также представляют собой действие на низшей ступени, чувства на центральной и ум на высшей. Все человеческие существа поднимаются к Богу, взбираясь по этим трём ступеням, ведущим к освобождению.
Когда мы объединим эти три проявления в гармоническое равновесие, то мы получим Пламенный Треугольник. Древние говорили, что Бог, как центральная точка в круге ? непостижим, но что он проявляет себя через своих трёх свидетелей: Отца, Сына и Святого Духа. То же самое истинно и относительно человека. Бог в каждом из нас может проявиться только через своих трёх свидетелей. Отец проявляется через наши мысли, Сын через наши эмоции, и Святой Дух через наши поступки. Когда мы уравновешиваем свои мысли, свои желания и свои поступки, мы получаем равносторонний треугольник. Когда очищенные чувства человека излучаются через этих трёх свидетелей, тогда к треугольнику добавляется сияние пламени, в середине которого находится Бог ? Непознаваемое и Немыслимое Оно, Iод или пламенная буква еврейского алфавита; бездна, которую никто не может понять, но от которой всё происходит. Жизнь этого Неизвестного излучается через треугольник, который в высшей степени окружён сиянием пламени. Сияние есть душа, построенная из преображённой мысли, действия и желания ? вечного треугольника Бога.
Между масонскими символами находится улей ? называемый символом промышленности, потому что он ясно показывает, как человек должен был бы сотрудничать со своими ближними ради взаимного развития всех. Он тем не менее содержит и более глубокую весть; потому что всякая живая душа является пчелой, которая путешествует по жизни и собирает мёд мудрости из жизни окружающего и из своего опыта. Как пчела собирает мёд из сердца цветка, также точно должен бы каждый из нас извлекать духовный нектар из каждого события, каждой радости, каждого огорчения, и вносить это в большие ульи опыта ? в духовное тело человека. Говорится также, что духовные энергии человека вечно берут жизненные силы, которые они трансмутируют и направляют к ульям в мозгу, где хранится мёд или масло, необходимое для поддержания жизни.
Говорят, что древние боги жили нектаром и что они не ели и не пили как другие люди. Совершенно верно, что мёд, извлечённый или добытый путём борьбы с ежедневными проблемами, является пищей высшего человека. Мы едим с хорошо накрытого стола, и было бы полезно для нас рассмотреть, также ли точно питается духовный человек и развивается благодаря тому, что мы претворили себя в наших собственных жизнях.
Один древний философ однажды сказал, что пчёлы извлекают мёд из тысячи цветов, тогда как паук из того же самого источника берёт яд. Перед нами теперь стоит проблема: что мы ? пчёлы или пауки? Претворяем ли мы опыты жизни в мёд или превращаем их в яд? Поднимают ли они нас (они должны были это делать) или же мы вечно натыкаемся на шипы?
Опыт ожесточает многих людей, но мудрец собирает мёд и наполняет им ульи своей собственной духовной природы.
Для нас также хорошо рассмотреть пожатие львиной лапы, являющееся одним из наиболее древних в мире знаков Посвящения... В древности неофита при прохождении его через мистерии египетских храмов, в конце их, хоронили в большом саркофаге для мёртвых, чтобы позже Учитель ? Посвящённый в голубой с золотом одежде воздвиг бы его к жизни. Когда кандидата таким образом поднимали, то великий Учитель имел на руке своей похожую на перчатку львиную лапу и тогда говорилось о вновь понятном ученике, что он воздвигнут к жизни "пожатием львиной лапы". Еврейская буква Iод (которая находится в центре треугольника и иногда служит символом духа вследствие своего облика, напоминающего пламя) означает ? согласно Каббале ? протянутую руку. Мы считаем, что это символизирует Солнечный дух в человеке, о котором говорится, что он восседает на престоле в знаке Льва, Льва Iудеи. И подобно тому, как плоды полей и семена растут и развиваются благодаря солнечным лучам, также точно говорят, что кристаллизация человека разрушается при помощи света духовного солнца, которое воскрешает мёртвых своею силой и освобождает возможности жизни. Дух в человеке с его глазами, которые видят в темноте, всегда стремится поднять низшую сторону своей собственной природы, чтобы соединиться с самим собой. Когда таким образом низший человек поднялся от материальности при помощи высших идеалов, которые развёртываются внутри его собственного существа, тогда говорится, что дух света и правды поднял кандидата для посвящения его при помощи "пожатия львиной лапы".
Хорошо отметить символизм двух Iоаннов, которых мы находим в масонских ритуалах. Iоанн значит "овен", а овен является символом животных страстей и склонностей в человеке. В Iоанне Крестителе, облачённом в шкуры животных, эти страсти не преображены, тогда как в Iоанне Евангелисте они подвергались трансмутации до тех пор, пока проводники и силы, которые они представляли, не сделались любимыми учениками жизни Христа в человеке.
Мы часто слышим выражение: "ехать верхом на козле" или "взбираться на жирный шест". Это имеет символическое значение для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, потому что когда человек овладевает своей низшей животной природой, то он честно может сказать, что он "едет верхом на козле", а если он этого сделать не может, то не может войти в храм посвящения. Шест, намазанный салом, на который он должен влезть, несомненно относится к спинному мозгу; и только тогда, когда сознательность человека поднимется вверх по этому столбу в мозг, может он принимать степени масонства.
Вопрос об "Утерянном Слове" должен был бы рассматриваться, как самостоятельная проблема. Сам человек, т. е. чистый принцип может быть назван Утерянным Словом; но лучше сказать, что это нечто особенное, нечто излучающееся из человека, что является паролём, который признаётся всеми членами ремесла. Когда человек как архитектор своего храма злоупотребляет жизненными силами, находящимися в нём и разрушает их, тогда строитель, после того как его убьют три низших тела, несёт с собой в могилу, куда его кладут ? Слово, которое является доказательством его положения.
Злоупотребление ментальной, физической или духовной силами имеет следствием убийство энергии; и если эта энергия потеряна, то человек вместе с нею теряет Священное Слово. Наши жизни, наши мысли, желания и действия, являются живым тройным паролём, при помощи которого Мастер Строитель узнаёт себе подобного и когда ученик ищет быть допущенным во внутреннюю комнату, он должен представить во вратах Храма доказательства очищенного тела и уравновешенного ума. Это священное слово не может быть куплено никакой ценой, ни одна степень не может дать его. Но когда внутри нас мёртвый строитель вновь воскреснет к жизни, он сам произнесёт Слово, и на философском камне, построенном в нём, выгравировано имя Божества.
Только когда строитель воскреснет, символ смертности может уступить место символам бессмертия. Наши тела ? урны, содержащие пепел Хирама, наши жизни ? сломанные колонны, кристаллизация есть гроб и разложение ? открытая могила. Но надо всем этим находится вечнозелёная ветка, обещающая жизнь тем, которые поднимают змеиную силу и показывают, что под развалинами храма лежит тело строителя, которое воскресает в с е г д а, когда мы живём так, что даём выражение божественной жизни внутри нас.
Существует много чудесных масонских символов, которые дошли до нас из забытого прошлого, символов, чьё давно утерянное значение было погребено под покровом материализма. Истинный масон ? дитя света ? всё ещё тоскует вырваться на свободу и пустой трон Египта всё ещё ждёт Царя Солнца, который был убит. Весь мир всё ещё ждёт Бальдера Прекрасного, чтобы он опять вернулся к жизни; ждёт распятого Христа, который отвалит камень и воскреснет из могилы материи, неся своё собственную могилу с собой.
Когда человек так жил, что он может понять эту удивительную проблему, тогда великое Око или центр сознания становится способным смотреть через вычищенное стекло очищенного тела. Мистерии истинного Масонства, долгое время закрытые от профана, тогда могут быть поняты; и новый Мастер, надевая свои голубые с золотом одежды, следует по стопам тех бессмертных, которые ступень за ступенью поднимаются по лестнице, которая ведёт вверх к семи Звёздам. Далеко в выси радуга ? источник жизни ? парит над водами забвения; и высылает своё провозвестие вниз низшему человеку при помощи "каната". Когда эта точка достигнута, то двери в "G" навеки закрываются, потому что точка возвратилась к окружности: тройной Дух и тройное тело соединены вместе в вечной печати Соломона. Тогда краеугольный камень, отброшенный строителем, вновь станет главою угла, а человек ? давно недостающий краеугольный камень Всемирного Храма ? станет вновь на своё место. Ежедневные события обостряют наши чувства и развивают наши способности. Это и есть инструменты Ремесла ? молоток, долото и линейка, и с этими нами самими развитыми инструментами мы медленно превращаем неотёсанный камень в законченный Куб для Всемирного Храма. Только тогда становимся мы посвящёнными Огня, потому что только тогда свет заменяет тьму. Когда мы путешествуем через сводчатые камеры нашего собственного существа, мы тогда постигаем значение сводчатых камер Храма; и по мере того, как посвятительный ритуал развёртывается перед нашими глазами, мы должны признать в нём повторение нашего собственного существования, развёртыванте нашего собственного сознания и историю нашей собственной жизни. С этой мыслью в уме мы способны понять не только то, почему древние атланты поклонялись восходящему Солнцу, но также и то, почему современный Масон символизирует солнце как Хирама, высокорождённого, который, поднявшись на верхушку храма, ставит на него золотой камень и всё в человеке воздвигает к жизни.