Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
romapush
7 лет назад

Иконы и иконоборцы

Иконоборчество, как явление, охватило Византийскую империю в VIII-начале IX веков. В некоторых аспектах — это была реакция христианского мира на пуританские ценности пограничного с ними ислама. С одной стороны, иконоборчество состояло в религиозных диспутах о месте образов в христианском богослужении. Иконоборцы, по примеру мусульман, видели цель в опрощении и запрещали все виды предметно-изобразительного искусства, обвиняя своих оппонентов в идолопоклонстве. Лев III Исавр (византийский император, правил в период 717-741 гг.) в 726 г. повелел повсеместно заменить распятие обычным крестом. Через некоторое время от него последовала новая инициатива: забелить лики всех святых, прежде всего — Девы Марии. С другой стороны, на это время пришёлся разгар социально-политической борьбы по укреплению доминации государства над церковью. Нападая на монастыри иконолюбцев и конфисковывая их несметные богатства, имущество и ценности, императоры-иконоборцы утверждали власть Константинополя над непокорными провинциями. 

Главный иконоборец Константин V Копроним (718-775, правил 740-775), созвал иконоборческий собор в 754 г., которому Рим откровенно объявил анафему. Иконоборчество считают одной из главных причин разрыва связей между патриархами Константинополя и Римскими папами, вследствие чего латинская церковь на долгие годы оказалась в руках и под контролем франков.

Война за иконы не закончилась в одночасье. И императрица Ирина (правила 797-802), и императрица Феодора, жена Феофила (правил 829-842), были ревностными покровительницами икон. Михаил III (правил 842-867), сын Феодоры, запомнился своими скандальными выходками, когда эксгумировал и сжёг на костре останки Константина Копронима. Религиозный мир между христианскими конфессиями наступил только после убийства Михаила и утверждения на троне Македонской династии (867).

Иконопись — жанр традиционного европейского искусства. Однако, иконы никогда не писали исключительно в художественных целях. Их предназначение — служить укреплению веры, выполнять функции более полного эмоционального восприятия духовного мира, это т.н. "врата таинства". Ценители такого творчества должны обладать некоторыми теологическими познаниями. Поначалу центры и очаги иконописи находились под опекой Византийской империи, но впоследствии выдающиеся оригинальные школы сформировались и на средневековом европейском Западе. 

По легенде, первым иконописцем был св. апостол Лука, он же Лука-евангелист, изобразивший Деву и Дитя. Вместе с Христом Вседержителем (Пантократором), Святая Дева всегда возглавляла иконописный репертуар. Богородицу изображали, преимущественно, в трёх стандартных позициях: 

  • eleus, елеуса (греч. Ελεούσα — «милостивая, милующая» от έλεος — «сострадание, сочувствие») — один из основных типов изображения Божией Матери в иконописи. Богородица изображается с младенцем Христом, сидящим на её руке и прижимающимся щекой к её щеке; 
  • odigitria, одигитрия (греч. Οδηγήτρια — «указующая путь; путеводительница») — когда она держит Христа на вытянутых руках; 
  • oranta, оранта (от лат. orans — «молящийся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. 

 

Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век)

Перивлепта. Византия. Вторая половина XIV века

Оранта. Ярославль. Около 1218 г.

Во время длительной икономахии (войны за иконы) наиболее известным поборником икон был Иоанн Дамаскин (675-749), который неустанно указывал на разницу между поклонением иконам и намного более глубоком чувстве — преклонением перед Богом, чему в немалой степени содействуют иконы. Иоанн Дамаскин сформулировал трёхступенчатую теологическую теорию икон: Христос стал человеком; человек создан по образу и подобию божьему; а значит, иконы — правдивые образы Бога и святых.

В православии иконы всегда занимали центральное место. Иконостасы — украшенные иконами стены или перегородки, отделяют верующих от алтаря, куда имеет право входить лишь духовенство. На иконостасе традиционно расположены несколько (чаще три) рядов икон, изображающие внизу общество святых, выше двенадцать церковных праздников, 12 апостолов. Реже бывают (только в больших соборах и лаврах) четвертый и пятый ярусы икон. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом — праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т.д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие спасения. 

Иконостас символизирует собой мир святых и ангелов — Царствие небесное, ещё недоступное нам, живущим. Это то место и состояние души, к которому нужно стремиться. Царствие небесное для живущих на земле — ещё отделено и недоступно. Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать стремиться туда — в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. 

Посреди иконостаса расположены двустворчатые двери с шестью иконами, изображающие архангела Гавриила, Богородицу и четырёх евангелистов. В Греции эти двери называли «вратами красоты», а на Руси — «царскими вратами». В греческой традиции православия над вратами размещены три большие иконы с изображениями Страшного суда, Троицы и сцены распятия. На Руси над «царскими вратами» размещается икона Тайной Вечери — ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе — служение Святой Евхаристии — Тела и Крови Христовых. Во время православных богослужений иконы часто носят по церкви, чтобы верующие могли целовать и дотрагиваться до них.

[Канал на youtube — Robastt]

Иконы писали на небольших деревянных досках. Художники использовали чистую яичную темперу на белой или позолоченной поверхности. Стилизованные силуэты, жесты и лики свидетельствовали о духе поклонения и святости, который должны были передать и воссоздать творцы. Характерная особенность иконописи — игнорирование перспективы.

Семеро величайших представителей иконописи, имевших непосредственное отношение к Руси:

  1. Феофан Грек (1340, Константинополь - ок. 1410, Москва)
  2. Андрей Рублев (ок. 1360 - 1428) 
  3. Даниил Черный (ок. 1350 - 1428) 
  4. Дионисий (ок. 1440 - 1502) 
  5. Гурий Никитин (1620 - 1691) 
  6. Симон Ушаков (1626 - 1686) 
  7. Федор Зубов (ок. 1647 - 1689) 
Феофан Грек формировал родился в Константинополе в 1340 г. и оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Наконец, в 1370 г. приехал в Новгород, где работал над росписью церкви Спаса Преображения (единственный сохранившийся  монументальный труд Феофана Грека). Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна. В 1382 г. Феофан перебирается в белокаменную, где руководит работами по росписи храмов Московского Кремля. Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия.

Православная иконопись прошла несколько последовательных стадий развития. Первая, т.н. золотая эпоха, закончилась иконоборчеством, поэтому тех, первозданных икон сохранилось обмаль. Второй период закончился латинским завоеванием Византии 1204 г. В поздневизантийский период формируются национальные школы иконописи в Болгарии, Сербии и России. Новгород, Беларусь и Псков имели свои собственные традиции, но со временем РПЦ всем настоятельно рекомендовала московский стиль. С тех пор, православная иконография была фактически отделена и изолирована от развития католического искусства. Но некоторые пункты соприкосновения католического и православного стиля всё же сохранились: например, на Крите сформировался объединённый венецианско-византийский стиль иконописи.

Невзирая на церковный раскол, православные иконы всегда высоко котировались на Западе. Все знаменитые «чёрные мадонны» католической Европы происходят из византийских и славянских источников. Точно также и «священный лик» из Лана в Пикардии — ещё одна чёрная икона, на этот раз Христа. Эту икону (Sainte-Fase), которая очень похожа на изображение лица на Туринской плащанице, классифицируют как mandylion, т.е. нерукотворный образ. Нарисованная на сосновых досках, она имеет славянскую надпись: "Obras' Gospoden Naubrus" (Образ Господний на ткани), предположительно, сербского происхождения. 

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века) 

Фото: 1, 2, 3, 4 Первоисточники: 1, 2, 3

0
278.011 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые