АКАДЕМИЯ. Почему кассеты и диски ушли в прошлое?
Поколение, родившееся после 2000 года, уже не может себе представить, что значит перематывать кассету при помощи ручки. А ведь кажется это время было не так давно. Что повлияло на изменения рынка музыки? Какие триггеры сработали и повлекли за собой приход инноваций в эту сферу? Об этом в сегодняшнем посте, во второй части первой недели курса.
Курс: «Переход на цифровые технологии» (Digital Transformations) на coursera.org.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ ДО ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА
До появления диджитал-технологий музыкальная отрасль состояла из следующих трех компонентов.
По сути, на заре развития музыкальной индустрии исполнители играли роль пешек в большом бизнесе компаний звукозаписи. Чем больше контрактов со знаменитыми певцами было у такой компании, тем боОльшие привилегии она получала взамен: «самые продаваемые» места на полках, следовательно, высокие продажи кассет и дисков.
ЧЕМ ЗАНИМАЛАСЬ КОМПАНИЯ ЗВУКОЗАПИСИ
- Выкупала права у музыкального издательства
- Руководила процессом звукозаписи
- Изготавливала диски и кассеты
- Распространяла их ритейлерам и по другим каналам
- Активно продвигала и рекламировала своих певцов и их песни
Все затраты на выше изложенные задачи полностью брала на себя сама компания. Такая деятельность требовала больших вложений капитала, которые могли себе позволить исключительно крупные компании. При этом, они несли высокие риски, потому что сложно было предугадать успех той или иной песни. Иными слова, звукозаписывающие компании пытались создать себе огромное портфолио за счет привлечения к контрактам многих певцов, и тем самым минимизировать риски, если «не пойдут» какие-то треки. Вся эта ситуация привела к тому, что на рынке осталось всего 4 игрока: Universal Music Group, Sony, Warner и EMI.
КОМПАНИИ ЗВУКОЗАПИСИ И ПОКУПАТЕЛИ
В доинтернетовскую эпоху, когда музыкальные треки можно было приобрести только в виде кассет или дисков, компании звукозаписи этим очень успешно пользовались. Обычно из всего диска покупателю нравились лишь несколько треков, но приходилось платить за все 12, которые шли в комплекте. Было не выгодно переплачивать.
Вывод такой, что в цепочке создания стоимости диска львиную долю занимала компания звукозаписи.
До 1999 года годовые объемы продаж в данной индустрии в США составляли 14,5 млрд долларов, и именно в этот год появились первые звоночки о прорывной инновации. Так как в 1992 году всемирно была разработана и принята оцифровка информации, диски и кассеты стали терять свою ценность. Более того, хранить цифровые файлы было куда проще, чем физические коробки от дисков.
КТО ТАКОЙ ШОН ФЭННИНГ
В 1998 году Шон Фэннинг поступил в Бостонский северо-восточный университет на специализацию программиста, не догадываясь о том, что вскоре учеба ему надоест и он придумает революционную идею в мире музыки. Шон стал тем человеком, который создал файлообменную сеть Napster, при помощи которой человек мог находить и скачивать MP3 треки.
Люди, которые тогда покупали диски ради 1-2 треков с энтузиазмом поддержали эту инновацию. Благодаря этому новая сеть набирала обороты, а компании звукозаписи терпели крах. Правда, в 2001 году платформу закрыли из-за нарушения авторских прав.
Так пришел конец Napster, но желание потребителей использовать подобные пиринговые сети сети только возросло. В дальнейшем появились такие сети как gnutella, KaZza, BitTorrent.
Компании звукозаписи пытались судиться с создателями платформ, но все было напрасно, так как масштаб происходящего вышел из-под контроля.
РОЛЬ APPLE
Компанией, которая сумела навести некий порядок в царившем до 2000 года хаосе, была Apple. С 1 млрд долларов в 2003 году ее рыночная капитализация в 2007 году уже составляла 150 млрд долларов.
За счет чего у нее это получилось?
За счет iTunes! С взимаемых 0,99 доллара она отдавала 0,70 доллара музкальному лейблу, которому пренадлежала та или иная песня. Но фактически Apple получала от iTunes доход в 10 центов с каждой песни, с которого должна была оплачивать налоги и другие расходы. С точки зрения финансов, такая схема работы не была прибыльной для Apple.
ПОЧЕМУ В МУЗЫКАЛЬНУЮ СФЕРУ ПРОНИКЛА ПОДРЫВНАЯ ИННОВАЦИЯ
Как говорилось в первой части недели курса, чтобы прорывная инновация покарила рынок необходимы определенные условия.
В рамках музыкальной сферы рынок стал переполнен дисками (первый катализатор).
При этом звукозаписывающие компании следили за качеством записей и тем, чтобы снизить уровень пиратских копий. Но оказалось, что обычный потребитель не нуждался в высоком качестве звука, поэтому был рад приходу нового решения — MP3 формату, по сути формату низкого качества. Это решение стопроцентно отвечало нуждам покупателей, что обеспечило новой технологии молниеносный взлет.
____________________________________________
МОЕ МНЕНИЕ И ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Информация подана очень логично и хронологично. Было очевидно, что при такой широкой монополии компаний звукозаписи ситуация должна была измениться. Я отчетливо помню период скупки кассет и дисков в 90-ые, а потом резкий переход на формат MP3. Благодаря курсу теперь я поняла, почему это случилось.
____________________________________________
Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy.
Фото по лицензии СС0.