Портативный свет в фотографии. Часть 1.
Очень часто фотографы сталкиваются с недостаточным освещением. И в большинстве случаев либо используют встроенную в камеру фотовспышку или же прибегают к повышению ISO, используют длительные выдержки с полностью открытой диафрагмой. Что зачастую не дает нужного результата.
Большая часть фотографов и фотолюбителей увы не в полной мере осознает пользу и применяет портативные источники света. В результате из них можно выделить два типа заблуждений.
Первое заблуждение заключается в том, что существует твердая уверенность и убежденность в обязательном наличии исключительно профессионального студийного осветительного оборудования для получения высококачественного фото.
Второе заблуждение порождается избыточной самоуверенностью, в достаточности естественного света. Многие из приверженцев естественного освещения, увы сильно переоценивают свои навыки и способности, а так же возможности своей техники. Их утверждения зачастую основаны на подсознательном страхе или непонимании манипуляций со светотеневым рисунком с дополнительными источниками освещения.
Подверженные первому заблуждению зачастую имеют познания постановки основных световых схем или даже очень глубокие познания. Они могут иметь в наличии от базового набора студийного света без возможности регулировки мощности до профессионалов в комплектах которых могут находиться десятки профессиональных осветительных приборов.
Наиболее часто недовольство оборудованием возникает в случаях нехватки или избыточной жесткости освещения. Результатами которых будут либо недосветы или пересветы. И в такие моменты и возникает погоня за супер просветленной оптикой, сверх матрицей позволяющей снимать с высоким ISO и низким шумом к тому же имеющей гигантский динамический диапазон.
Хотя на практике довольно часто достаточно наличия одной - двух внешних вспышек и отражателя. В формировании снимка важно сочетание светотеневого рисунка. Многие фотографы говоря о свете часто забывают о тенях, или говоря о тенях забывают о свете. Мобильные внешние фотовспышки могут позволить делать снимки не хуже чем при наличии профессионального студийного света. Хотя при работе с ними есть немного своей специфики, отличающей их от студийного оборудования.
О том какие вспышки выбрать тема для отдельной статьи. Однако стоит изначально учесть свои возможности, а так же возможности вашей фототехники. Ведь при приобретении дешевых и устаревших вспышек есть высокий шанс используя их со своим фотоаппаратом повредить его. Хотя это не повод отказаться от такой возможности. Стоит посмотреть в сторону альтернативных способов их синхронизации с камерой. Это могут быть радио синхронизаторы способные работать даже с самыми древними фотовспышками. Или же синхронизация по импульсу света (оптические триггеры). В таком случае вам не будет необходимости рисковать используя не совместимые с вашей камерой устройства.
Я коснулся темы синхронизаторов, так как в текущий момент кроме производителей фототехники , многие другие фирмы изготавливают более дешевые аналоги. Или вообще рассказать о возможности использовать старые б/у вспышки не предназначенные для вашего фотоаппарата. Ведь большинство синхронизаторов под вашу модель фототехники , так же поддерживают широкий ассортимент осветительного оборудования не совместимого с вашей камерой.
При выборе портативного света, конечно всегда лучше брать его с наибольшим ведущим числом (более мощную вспышку). Однако в погоне за мощностью нужно понимать, что чаще всего более мощная вспышка стоит примерно в два раза дороже вспышки по слабее. Так например для Nikon за 1 SB 800 можно взять 2 SB600. И в случае ограниченного бюджета имеет смысл взять больше света за меньшие деньги. Очень не плохим вариантом и сравнительно выгодным по бюджету будет комплект из 2х SB 600 и одной SB 800. Или же купить комплект радио синхронизаторов под вашу камеру с поддержкой старых вспышек и накупить их на эту сумму можно гораздо больше. Хотя со старой техникой работать менее удобно, он в полной мере может решить проблему начинающих фотографов и значительно сэкономить бюджет.
Внимание: Не устанавливайте старые или не подходящие к вашей камере фотовспышки прямо на нее. Так как в них может использоваться другое рабочее напряжение на контактах. И это способно полностью повредить вашу камеру. Так же стоит с опаской относиться к сторонним производителям. Некоторые китайские подделки маркируясь под вашу модель камеры могут привести к аналогичным последствиям. И лучше всего использовать такую аппаратуру через синхронизаторы.
Говоря о портативном свете, хотелось бы упомянуть о тех преимуществах которые дает современное оборудование. Это регулировка мощности от 1 до 1/128 или 1/64 в более дешевых моделях. Это устраняет необходимость в использовании затемняющих фильтров для старых вспышек. Поворотные головки, так же значительно облегчают жизнь фотографа. И несомненно система TTL (E-TTL , I-TTL, S-TTL и другие в зависимости от производителя) позволяющие внутренним датчикам фотокамеры прекратить импульс света когда поле кадра получит правильную экспозицию. Таким образом предотвращая возможный пересвет в случае неверно выбранных настроек мощности фотовспышки для выбранных параметров выдержки и диафрагмы.
Со старыми вспышками работать на порядок менее удобно. Хотя их использование способно научить вас правильно подбирать параметры съемки. Это внесет некоторый элемент творчества в процесс работы. Не имея регулировки вам часто будет необходимо искать методы уменьшить силу импульса. Сделать это можно даже не имея затемняющей пленки. Например при помощи листка бумаги или картона и многими другими способами.
Затемняя фотовспышку или используя цветные фильтры важно понимать, что в процессе импульса света образуется довольно большое количества тепла, и сторонние предметы будут довольно сильно нагреваться в случае длительных серий пленка может оплавится, а бумага может загореться. К тому же дополнительная преграда повышает температуру и самой вспышки, что может привести к перегреву лампы.
Продолжение следует.