Светофильтры в современной фотографии. Поляризационные PL - CPL и другие (часть 2)
Продолжая тему светофильтров нельзя не упомянуть и о так называемом Поляризационном светофильтре в английском варианте имеющем аббревиатуру PL или CPL. Эффект от применения данного светофильтра очень сложно, если не сказать на грани невозможного повторить в графическом редакторе в ряде ситуаций. Думаю почти все могли лицезреть его действие на шикарных снимках. Отличительной чертой которых, является глубина синего цвета неба она завораживает, а облака крайне выразительны. А с кадрами в которых присутствует вода, её прозрачность и цвет завораживает и так и манит окунуться. Очень часто на снимках из курортных зон, где за частую сочетается оба ранее приведенных примера, море или океан имеют помимо отчетливо выраженного цвета имеют ко всему прочему еще и должный уровень прозрачности, а облака крайнюю выразительность. Данные снимки это результат работы поляризационного фильтра.
Основной задачей PL фильтров - устранять поляризацию света, а так же отражение и блики с отражающих или блестящих не металлических поверхностей. Выразительные небо и облака на снимках получаются в следствии устранения поляризационным фильтром отраженного небом и облаками света. Аналогично и для водной глади, или стеклянных и прочих отражающих поверхностей. Если вы хотите сделать снимок через стекло использование поляризационного фильтра так же способно убрать отражение и с него сделав его более прозрачным. Например это может пригодится при съемке через окно, витрины или аквариума. Вариантов применения масса. Тут главное понимать его принцип работы.
Однако снимая пейзаж стоит осознавать тот факт, что поляризационный фильтр бесполезен если имеется рассеянное освещение. Таким образом толку от него при съемке в пасмурную погоду не будет никакого. Хотя нет тут стоит немного оговорится. Любой поляризационный фильтр несколько затемняет изображение. Но это затемнение зависит от качества фильтра и зачастую составляет от 1 у более дорогих до 2 единиц экспозиционной величины EV все остальные. Или проще говоря для тех новичков кто еще не понимает значения EV это изменение на 1 -2 шага значения диафрагмы, 1 - 2 шага выдержки, или 1-2 шага ISO. Что значит если нормальная экспозиция для гипотетического кадра без поляризационного фильтра F/8 и 1/60сек при ISO 100, то для ее достижения потребуется F/5.6 или F/4.0 1/60сек. При ISO100. В случае изменения выдержки диафрагма остается неизменной F/8, а выдержка меняется на 1/30сек или 1/15 сек. При ISO 100. В случае изменения ISO, диафрагма и выдержка остаются неизменными F/8 - 1/60 сек., меняется ИСО на 200 или 400 соответственно.
Очень часто особенно начинающие фотографы и любители делая свои снимки и не понимая как работает этот фильтр утверждают, что его действие не заметно на их фото. И это действительно так и есть. Все дело в том, что максимальный эффект использования поляризационного фильтра проявляется исключительно если солнце или источник света находится с боку фотографа. То есть на 90 градусов относительно оптической оси камеры или проще говоря солнце должно быть перпендикулярно направления вашего объектива. Практически не будет эффекта от использования поляризационного фильтра в случаях когда солнце находится прямо впереди или позади фотографа. А у начинающих фотографов большая часть сцен зачастую именно так и делается. Солнце либо точно позади, либо впереди (за снимаемым объектом).
А к этому еще добавляется не понимание того, что почти все СPL фильтры в конструкции выполнены таким образом, чтобы после крепления его на объектив камеры поворотом кольца на фильтре можно было менять уровень эффективности от нуля до максимума. Это достигается за счет поворота фильтра относительно оптической оси. Но новички установив на камеру данный фильтр даже не думают его вращать и наблюдать за эффектом. И даже если солнце находится ровно сбоку, накрутить фильтр на объектив и попасть в идеальное положение максимального эффекта получается далеко не у каждого.
Хотя из каждого правила есть исключения, пожалуй единственный случай, когда эффект от поляризационного фильтра может проявить себя при освещении сзади. Это съемка радуги. Однако тут нужно понимать что радуга сама по себе так же является проявлением поляризации, и фильтр в одном положении может устранить ее или в другом подчеркнуть дополнив и усилив насыщенность цветов.
ВАЖНО!
Помните помимо того чтобы выбрать правильное положение солнца, вам еще надо поворачивая фильтр достигнуть необходимого эффекта. Аналогично и при съемке через стекло или водной поверхности.
Выбирая поляризационный фильтр нужно понимать, что существует два основных их вида. Циркуляционный поляризационный фильтр имеет название CPL или CIR-PL и линейный поляризационный фильтр PL или L-PL. В чем между ними разница сейчас объясню вам. Чтобы не вдаваться в оптическую физику или квантовую механику, думаю будет проще объяснить вот таким образом.
Современные зеркальные камеры используют в своей системе так называемое полу-зеркало, которое необходимо для работы сенсоров экспозамера и системы автофокуса. Такие зеркала имеют отражение примерно около 60% к глазу фотографа и оставшиеся 40% пропускают на сенсоры камеры. Коэффициенты пропускания могут быть другими, но сути это не меняет. В результате использования линейных поляризационных светофильтров, могут быть сбои или отказ в работе экспозамера и автофокуса. Данные фильтры более подходят для камер не имеющих автофокуса или могут использоваться с любыми камерами в ручном режиме настройки фокуса и экспозиции на глаз. В остальном результат их работы будет идентичен.
Циркуляционный поляризационный фильтр разработан специально для современной техники и устроен чуть сложнее и по этому стоит чуть дороже. В его основе используется все тот же линейный поляризационный светофильтр, однако после него идет дополнительный слой позволяющий изменить волну света на четверть. Обычно для этих целей применяется минерал кальцит или по другому исландский шпат.
Так же данные фильтры могут иметь дополнительную маркировку:
MC C-PL - многослойное поляризационное покрытие, что значительно усиливает действие фильтра, а точнее более эффективно борется с поляризацией, бликами и отражениями.
Wide C-PL - имеют более узкий ободок оправы фильтра и предназначены для широкоугольных объективов. С целью не допустить эффекта виньетирования на них.
Water Proof Coat C-PL или WPC-PL, так же за частую имеют узкий обод, и в дополнение покрыты водоотталкивающим слоем. В результате капли на стекле стекают быстрее, а само антистатическое покрытие позволяет чуть меньше запылятся.
DHG C-PL - обычно рекомендуются к использованию на дорогостоящей и высококлассной технике. Такие фильтры обычно имеют дополнительное покрытие отсекающее нежелательное излучение с целью защитить от них матрицу камеры. Так же им свойственны более тонкие стекла это позволяет еще больше минимизировать эффект блика от фильтра в сложных условиях.
Если у вас имеется поляризационный фильтр на котором нет маркировок или они стерты, а вы желаете узнать PL это или CPL сделать это довольно легко. Для этого надо включить свет, подойти к зеркалу и посмотреть через фильтр одним глазом. Расположив внешнюю сторону к глазу, а заднюю или внутреннюю как кому будет удобнее называть к зеркалу и немного повращать. Определить внутреннюю сторону довольно легко с ее стороны имеется резьба для накручивания фильтра на объектив.
В случае если отражение стало непрозрачным черным кругом, это говорит о том, что данный светофильтр CPL. PL фильтр останется прозрачным, такой же эффект будет если повернуть не той стороной CPL.
Можно проверить еще одним способом, используя вашу фотокамеру. Для этого надо включить освещение, сфокусируйте вашу камеру на любую не отражающую поверхность, стена, ковер и т.п. и не устанавливая на камеру светофильтр повращать его. В случае если у вас будут происходить изменения в экспозиции в автоматическом режиме настройки камеры, меняться параметры ISO, диафрагма или выдержка. Это будет означать что это линейный фильтр. И он будет влиять на работу вашей камеры.
Нужно знать что в некоторых случаях особенно часто на широкоугольных объективах поляризационный фильтр может давать свой эффект не полностью на все поле кадра, а частично или даже полосой. И это нужно умело использовать, так как если чуть неправильное расположение данной полосы может испортить ваш снимок. Но тут вам поможет только практика и творческое мышление.
Поставить точку в теме поляризационных фильтров хотелось бы немного сказав о таких моделях которые совмещают в себе несколько фильтров или помимо прямого действия еще и меняют цвет. Есть такие UV-PL-CIR это значит что в данном фильтре совмещены два фильтра УФ и поляризационный. А говоря о поляризаторах цвета, проще всего будет привести в пример максимально доступные для широких масс фильтры Cokin 170-174 серии.
Предоставлю вам найденный в сети снимок сделанный с поляризационного фильтра меняющего цвета. Cokin 173 Blue/Yello. В норме обычно асфальт серый или черный а вот на фото можно наблюдать интересный эффект.
Некоторые эксперты конечно могут сказать, что коснувшись темы поляризационных фильтров и даже дойдя до поляризационных фильтров меняющих цвет я умолчал о так называемых фильтрах усилителях отдельных цветов. Однако это я сделал преднамеренно. Так как я не считаю их в полной мере относящимися к поляризационным. И о них я расскажу чуть позже.