Светофильтры в современной фотографии. Поляризаторы Уселители Цвета и Цветные фильтры (часть 3)
Продолжая тему светофильтров нельзя не упомянуть о поляризационных Фильтрах усиливающих отдельные цвета. По своему принципу действия их лишь частично можно отнести к поляризаторам, по этому я и не стал их особо описывать в предыдущей статье. Но умолчать о них было бы кощунственным недопущением с моей стороны. Почему я считаю их не совсем поляризаторами и отнес их к цветным фильтрам, так это по тому, что в отличии от поляризаторов при повороте такого фильтра изменение
поляризации не происходит. Так же на его применение не влияет угол относительно солнца, и в пасмурную погоду их поведение так же отличается от поляризаторов. Единственное что у них общее это необходимость увеличение значения EV на 1-2 единицы при съемке.
Пример фото с использованием фильтра Redhancer, взят из открытого источника
Данные фильтры изготовляются из Дидимиевого стекла. В состав данного материала добавляются неодим и празеодим, это редкоземельные элементы. В зависимости от того в каких соотношениях смешивать их зависит, то какую часть спектра они будут пропускать. Сужение части видимого спектра светового потока, и приводит к таким эффектам которые мы можем наблюдать на фото сделанные с такими фильтрами.
Исходя этого можно заявить о том, что на самом деле данные фильтры не имеют ничего общего с усилением, они лишь пропускают заявленную часть спектра, и ослабляют остальные цвета. Именно поглощение и отсечение части спектра и приводит к затемнению кадра на 1- 2 EV.
У разных фирм производителей данные фильтры могут называться по-разному однако зачастую имеют в своем названии составляющую из RGB . R - red , G - Green, B - Blue с приставкой hancer и/или Intensifier. Redhancer , Red Intensifier, Redhancer Intensifier и т.п. Мое личное мнение что если и использовать данные фильтры то стоит обратить внимание на Красный цвет. Так как эффект от других достаточно редко бывают необходимы.
Стоит сказать, что данные фильтры актуальны в общем то для пленки. А вот в цифровой фотографии, если вы только не приверженец получения сразу готового материала и противник какой бы то ни было обработки. Подобного или даже лучшего эффекта можно добиться при обработке в графическом редакторе.
Насчет цветных фильтров конечно же они были наиболее актуальны во времена пленочных камер. И мнение, что с приходом цифровых камер необходимость в них отпала полностью. Можно в общем то считать довольно верным. Ведь есть формат RAW к тому же есть, еще и графические редакторы которые позволяют выполнять данную роль. Есть еще вариант произведение съемки со смещенным, по листу определенного цвета, балансом белого. Однако в некоторых случаях все же они могут потребоваться и в современной фотографии.
Все дело в том, что свет разной длинны волны или проще говоря разного цвета проходя через оптическую систему объектива фокусируется по-разному. А это и приводит к таким проявлениям как хроматические аберрации. Более подробно о причинах и проявлениях и самих ХА напишу в дальнейших статьях. А сейчас нужно понять что существует два типа Хроматических аберраций:
Секущая или поперечная аберрация в какой-то мере поддается корректировке в оптике использованием Флюорита или UD элементов. А в дополнение может быть полностью или частично подавлена закрытием диафрагмы.
Продольная ХА, влияние на которую не возможно оказать никаким другим способом кроме как использованием цветного фильтра. Тут многие знатоки могут сказать что цветные фильтры находятся на самой матрице камеры и прочее. Да это так на матрице камеры установлен ряд фильтров. Зачастую используется RGB фильтр Байера, порой добавляются и другие виды фильтров. Однако эти фильтры предназначены для фильтрации уже сфокусированного света и оказывают свое влияние исключительно на свой пиксель над которым установлены.
Но для подавления продольной ХА фильтр обязательно должен находиться перед оптической системой объектива, то есть данная ХА должна быть подавлена до начала процесса фокусировки луча. Их влияние обосновано не смещением цветового баланса, а изменением пропуска цветовых волн.
Дополнительно хотелось бы уделить ваше внимание на тот факт, что гораздо удобнее работать с материалом наиболее отвечающим вашим творческим задачам с минимальными изменениями его в графических редакторах. Это может позволить экономить ваше время и уменьшить шансы перестараться с последующей обработкой, а это является довольно распространенным явлением. Однако в большинстве случаев необходимость в цветных фильтрах у вас возникать не будет. Другое дело цветные градиентные фильтры, но о них позже в дальнейшей статье.