Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ivan-irina
5 лет назад

17 июля – день памяти преп. Андрея Рублева.

На какие вопросы искал ответы Андрей Тарковский, работая над фильмом о святом Андрее?
«Если есть Троица Рублева – значит есть Бог».
Священник Павел Флоренский

Подготовительное время фильма выпадает на 1962-1963 годы. Годы «оттепели» и одновременно гонений на церковь с обещанием «показать по телевизору последнего попа» и разгромом выставки в Манеже.

Но сила творчества уже столкнула с мертвой точки этот проект – Мосфильм не без правок, но принял сценарий.
О жизни святого иконописца Андрея Рублева известно очень мало. Краткие сведения в Житии преподобного Никона; «Отвещание любозазорным» святого Иосифа Волоцкого; «Сказание о святых иконописцах» конца XVI – начала XVII вв.; летописные упоминания; запись о могиле святого Андрея начала XIX в.; упоминания в месяцесловах.

Судя по прозвищу или фамилии, которые в 14-15 веках носили только зажиточные граждане, был Андрей не из «простых». Когда и где был рожден – неизвестно. Где и у кого учился – тоже. Из стенописи во Владимирском Успенском соборе, там где «море отдает мертвых» понятно, что корабль нарисован технически точно, значит, видел Андрей морские греческие корабли, может и побывал там, может и поучился. Только одна точная дата – 1408 год – начало работы над росписью собора во Владимире. Только один верный друг – сопостник Даниил Черный. По его свидетельству и началось почитание иконописца Андрея Рублева святым.

Но главные свидетельства жизни и служения Рублева оставил он сам – икона Троица, стенопись Успенского собора во Владимире, да роспись с орнаментом в Даниловом монастыре – то, что доподлинно принадлежит его кисти. Об остальном же, фактах жизни и творческом наследии до сих пор спорят специалисты.

Зачем же Тарковскому понадобился Рублев?

Мелкое занятие – что-либо критиковать. Особенно для Андрея Арсеньевича, способного только на творчество, не глядящего под ноги, устремленного вдаль. Неважно, историческая это даль или даль фантастического будущего.

Присмотритесь к кадрам фильма – там даль всегда светла. Часто герои, находясь на переднем плане кадра смотрят в даль, повернувшись к зрителю спиной. Это его находка – задний план светлее переднего, хотя снимать это довольно сложно технически. Но в «Рублеве» всегда только так: пусть по переднему плану льет беспробудный дождь, но дальний уже светел, уже небезнадежен.

Философ Дмитрий Скворцов говорит о том, что А.Тарковский «человек средневекового типа сознания, это значит, что для него существует Истина и Она одна. И к Ней можно прийти. Для Тарковского искусство – это способ познания, не развлечение, не самовыражение, это строгая наука постижения реальности».

«То давление, которое испытывает Рублев, оно не какое-то исключительное, художник всегда испытывает давление. Художник существует только потому, что мир не благополучен, только поэтому существует искусство. Если бы мир был прекрасен, гармоничен, искусство не нужно было бы. Человек бы не искал гармонии, он бы жил гармонично…» – говорит Андрей Тарковский попавший так же, как Андрей Рублев между «невозможностью творить вне родины, и невозможностью творить на родине».

И один и другой выбрали служить своим даром. Не смотря ни на что...

Чтобы оставить такие свидетельства в своем творчестве, надо иметь пример перед глазами. Вот поэтому глядя на Троицу Рублева, Тарковский и вглядывался в глубину времени и неизвестности, вглядывался в глаза художника, видевшего Истину, чтобы самому никогда не ошибиться.

На могиле Андрея Арсеньевича Тарковского написано «Человеку, который увидел ангела»...

0
90.847 GOLOS
На Golos с January 2019
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые