10 лайфхаков для тех, кто хочет начать работать масляными красками
Доброе утро, любители изобразительного искусства!
С вами @yurchello. Сегодня мы поговорим о работе масляными красками.
За свою длинную творческую жизнь мне приходилось работать с разными художественными материалами. Начиналось всё с гуаши и акварели, работал карандашом, цветными карандашами и пастелью. Но много лет подряд мне пришлось иметь дело с масляными красками.
Сегодня я хотел бы поделиться некоторыми секретами и тонкостями работы этим материалом для всех желающих.
1. Масляную краску можно изготовить самому. Для этого нужны сухие пигменты. Пигменты – сухие порошки, как основа любых красок. Есть даже специальные художественные магазины, где продают пигменты на развес или в пузырьках разного объёма. На ощупь пигмент как мелко молотая пыль.
Если смешать пигмент с конопляным или льняным маслом, у вас как раз и получится масляная краска! Если нет вышеуказанных сортов масла, то сгодится и подсолнечное, но в таком случае ваши краски будут пахнуть совсем иначе, не так "художественно".
2. Выгоднее и надёжнее покупать большие тюбики с краской. Во-первых, так она дольше хранится и у неё гораздо меньше шансов засохнуть, чем в маленьких ёмкостях. Во-вторых, даже если какая-то часть краски засохнет от времени, то оставшуюся можно с успехом использовать, если раскупорить тюбик, просто аккуратно развернув его с другой стороны.
Почему масляную краску хранить лучше не в банках? Потому что там она периодически покрывается сверху корочкой, и со временем эти корочки будут крошиться и засорять вам всю краску мелкими и крупными затвердевшими частицами.
3. В магазинах сегодня продаётся множество холстов разного размера, натянутых на подрамники, также есть в продаже большое количество всяких грунтов, с помощью которых можно самостоятельно покрыть холст перед началом работы краской. Но если у вас под рукой ничего этого нет, то не беда. В качестве холста сгодится плотная льняная ткань. Желательно, не очень тонкая, но и не особо грубая.
Грунтовать можно разными средствами. Отлично подойдёт размягчённый в воде желатин. Его следует накладывать ровными слоями, несколько раз, просушивая предыдущий. Если нет желатина, пригодится алкидная шпатлёвка, в которую следует добавить немного воды и затем наносить её жёсткой малярной кистью. Я не могу советовать этот способ на все 100%, потому что у разных шпаклёвок разное качество. Если сомневаетесь, добавьте в шпатлёвку клей ПВА, который придаст слою некоторую эластичность.
Я покрывал холсты даже водоэмульсионной краской. Способ не сильно хорош, так как такой грунт после высыхания может начать отшелушиваться. Здесь нас опять выручит клей ПВА, который можно добавить в наш импровизированный грунт.
4. Для масла годятся разные кисти. Но всё зависит от того, как вы предпочитаете работать. Если вам по нраву толстые и объёмные мазки, и вы не собираетесь жалеть для своих картин красок, то без кисточек из жёсткой щетины вам не обойтись. Сама по себе краска, если она не разведена жиже, довольно плотная, и работать белкой или синтетикой у вас вряд ли выйдет.
В то же время беличьи и нейлоновый кисти отлично подойдут тем, кто хочет рисовать тонкими, лессировочными слоями масла. Используют в масляной живописи и кисточки из колонка. Это выбор тех, кто накладывает слой краски средней плотности.
5. Обязательно заведите себе халат. Он спасёт вас от множества проблем. Поверьте, если вы собираетесь творить свои шедевры в обычной одежде, то очень скоро вы её испачкаете разноцветными пятнами. Масляная краска плохо отстирывается, так что одежду вы потом будете вынуждены выбросить. Сгодится и передник, но он должен быть из плотной ткани, желательно водонепроницаемой.
6. После окончания работы в конце каждого дня обязательно мойте кисти. Их следует полоскать в скипидаре или пинене. Лучше не использовать более грубые растворители, потому что кисточки начнут пересушиваться и их ворс станет хрупким.
Многие просто насухо вытирают кисти об ветошь и потом макают их кончики в масло. Способ неплох, но только в том случае, если вы работаете с исключительной регулярностью каждый день. Если же у вас случаются перерывы, то кисть, опущенная в масло, может тоже засохнуть.
Лучше всего прополоскать кисть в конце дня в скипидаре, затем вымыть её под краном горячей воды с хозяйственным мылом. Кисти, обработанные таким способом, прослужат вам намного дольше, да и будут находиться в таком идеальном состоянии, что их запросто можно будет потом использовать при работе с водяными красками, гуашью, акрилом и даже акварелью.
7. Обязательно заведите себе баночки с плотными крышками. Здесь, как и в гуаши, пригодятся разные пузырьки и баночки, но есть ряд отличий. Если гуашь в баночках может засохнуть, а потом оживиться обычной водой, то с маслом такая хитрость не сработает. Поэтому баночки тут играют немного другую роль. Краска в них тоже будет сохнуть дольше, но однажды, если вы редко станете ими пользоваться, сверху в баночке она покроется кожистой эластичной плёнкой.
Не стоит грубо перемешивать эту плёнку, потому что она больше не растворится в основной краске, а чешуйки этой плёнки станут вам изрядно мешать в работе с этой краской. Лучше аккуратно снять плёнку и выбросить её в мусор. Вы потеряете незначительную часть краски, но сохраните остальную в отличном состоянии.
8. Для работы с масляными красками очень удобно вместо палитры использовать обычное толстое стекло. Дело в том, что так или иначе масляная краска будет сохнуть и твердеть. Но, как с классической деревянной палитры, так и с пластиковой, потом довольно трудно вычищать остатки краски. А если вы разводили плюшки красок на стекле и там же смешивали их, то засохшие остатки со стекла очень легко будет соскрести ровным ножом или специальной пластинкой.
Я пользуюсь остро заточенным куском металлической линейки. Затачивать надо не бок, а торец, то есть у вас должна получиться такая коротенькая импровизированная острая лопаточка.
9. Если вы хотите покрыть свою картину или декоративную работу, выполненную масляными красками, лаком, то вначале удостоверьтесь, что краска полностью высохла. Дело в том, что лак не только может растворить верхний слой краски, но и при высыхании способен сжаться, и тогда по поверхности вашей работы пойдёт волнистая рябь, которая потом никуда не исчезнет. Если пользоваться акриловым лаком, то подобных дефектов не возникнет, но поверхность работы всё равно должна быть полностью просушена, чтобы избежать возможных химических реакций.
С нитролаками лучше вообще не иметь дел, если вы пишете маслом. Такой лак сам по себе очень жидкий, и хотя он довольно быстро сохнет, эффект от его воздействия может быть очень похож на то, если вы плеснёте 646-м растворителем на свою работу.
10. Возможно, вы не знали, что существует несколько полупрозрачных масляных красок. Обычные масляные краски не пропускают свет, но некоторые пигменты имеют такие свойства, что их можно наносить как витражные слои, и они будут красиво просвечиваться. Я перечислю эти краски: краплак светлый, краплак тёмный, голубая ФЦ, зелёная ФЦ.
Есть ещё другие пигменты среди красных или синих оттенков, но они не так часто встречаются в продаже, как вышеперечисленные.
Автор статьи — @yurchello