12 лайфхаков по работе с гуашевыми красками
Привет всем! С вами вновь @yurchello со своими хитростями рисования!
Свой предыдущий пост в этой рубрике я посвятил графическим техникам. Но в многочисленных комментариях некоторые читатели просят рассказать о тонкостях работы с гуашью. Так давайте же коснёмся этой темы!
Скажу по секрету, я сам очень люблю работать этой краской. Однажды мне пришлось пройти долгий путь от непонимания, неприятия и даже отторжения гуаши. Но позже мы здорово подружились с этой капризной дамой и, более того, гуашь рассказала мне столько интересных секретов, что я до сих пор не могу ими нарадоваться.
Эта краска – не совсем обычная. Она чем-то напоминает одновременно и акварель, и масло, но при неправильном подходе к рисованию гуашь может надолго отбить охоту к творчеству. Чтобы вы не повторяли моих ошибок, настоятельно советую прочитать этот материал. После вы сможете смело браться за кисть со знанием дела.
1. Гуашь – это не только 6, 8, 12 или 16 цветов, которые живут в вашей коробке. На самом деле, цветов и оттенков гуаши существует очень много. Примерно столько же, сколько и у акварельных красок. Как мы помним, от акварели гуашь отличается тем, что наряду с медовой или клеевой основой, туда добавляются белила или мел.
Если вы зайдёте в художественный магазин, то очень удивитесь тому разнообразию гуаши, которая продаётся отдельно, а не в наборах. Современная художественная гуашь такая же укрывистая и качественная по составу, как акрил или масло. Единственное, о чём не стоит забывать – гуашь немного светлеет после высыхания.
2. С помощью гуаши можно рисовать разными техниками, но отличительное её свойство от акварели в том, что гуашью можно перекрывать слои краски, как при работе с маслом или акрилом. Правда при этом следует обращать внимание на то, что гуашь полностью никогда не высыхает и может в любой момент размываться водой. Когда кладёте один слой на другой, помните об этом.
Здесь возможны два варианта: либо рисовать второй слой после высыхания первого (и тогда даже белой гуашью можно будет перекрыть даже чёрную краску), либо по влажному первому слою гуаши проводить кистью с краской другого цвета. Мазки и линии тогда получатся с градацией и разводами. Попробуйте поэкспериментировать и вы удивитесь, какие интересные вещи можно будет нарисовать этим способом.
3. Оживить засохшую гуашь довольно просто. Если вы вдруг обнаружили, что вместо привычной краски в баночках появились бесцветные засохшие и сморщенные комки, просто налейте туда немного воды. Желательно, чтобы вода была свежей и недавно прокипяченной, иначе гуашь может покрыться плесенью и станет пачкать рисунки.
Иногда просто налить воды бывает недостаточно. Тогда возьмите чайную ложку и размешайте краску в баночках – так она смочится водой гораздо быстрее. А ложку потом тщательно промойте с порошком. Храните краску плотно закупоренной, тогда она дольше не будет высыхать.
4. Хотя в составе наборов гуаши и есть белила, их не всегда достаточно. Попробуйте купить про запас большую банку белил. Затем раздобудьте несколько пустых пузырьков из-под витаминов или косметики (с плотными крышками) и наведите разные колера про запас. На основе белил можно наводить практически любые пастельные оттенки, все они будут очень яркие и красивые.
Например, если налить белила в пузырёк, затем добавить немного малинового, то у вас получится превосходный розовый колер. Если добавить жёлтый цвет, то получится красивый солнечный. Зелёный – получится бледно-оливковый, оранжевый – персиковый. Поэкспериментируйте! Уверен, что каждый из полученных таким образом оттенков вам понравится. Впрочем, если только вы не яростный противник разбеленных, пастельных тонов.
5. Ещё немного о белилах. В магазинах чаще всего встречаются белила цинковые и белила титановые. В гуаши имеет важное значение, какой вид пигмента вы предпочтёте. Цинковые белила – очень белые! Они яркие и прекрасно смешиваются с другими красками. Единственный их минус – они немного жестковаты, будто мел.
Скажу по секрету: сам я давно отдаю предпочтение титановым белилам. Они не такие ярко-белые, но зато у них есть рад стратегически важных преимуществ. Во-первых, титановые белила более тянучие и ровные по фактуре. Кисточка как бы не скребёт ими при рисовании, а тянется, словно в масле. Титановые белила приобретают некоторый глянец после высыхания, они прекрасно укрывают слои и на их основе колера имеют те же свойства, что и сами белила. Рисовать ими – одно удовольствие.
6. Рисовать гуашью можно разными способами. И плашечными заливками без переходов, просто с дроблением на крупные и мелкие блоки. Это и способ масляной живописи, когда художник рисует мазками или плавными переходами. Есть также способ рисования по-мокрому, как акварелью. Попробуйте хорошо пропитать вашу бумагу водой, и нанести кистью несколько разноцветных пятен гуашью. Думаю, вам понравится то, что будет получаться в результате.
Этот способ отлично подойдет тем, кто пока боится работать в этой технике акварелью. Здесь гуашь как бы сама будет помогать вам. Разводы будут яркими и очень красивыми. Можете смачивать ваш рисунок, брызгая из распылителя на него водой в процессе рисования. Не переживайте, краска не будет сильно расползаться по листу. Чем суше будет ваша кисть, тем более жёсткие будут линии. Если у вас без труда получится проделать это гуашью, можете пробовать так же акварелью. Но помните, акварель при таком методе рисования будет вести себя гораздо капризней.
7. В живописи гуашью есть тема, о которой стоит рассказать отдельно – это переходы цвета. Я уже упоминал выше о том, что можно создавать градиенты методом растаскивания влажных слоёв, и работой по-мокрому. Но как быть, если возникла ситуация, когда нужно сделать градиент между двумя сухими блоками разного цвета? Для этого отлично подходят синтетические кисти.
Я не очень давно работаю ими, но уже раскусил несколько отличных свойств таких кистей. Если делать подобную процедуру беличьими или колонковыми кисточками, то вы только размоете ваши слои до основания, и ваши переходы между блоками приобретут весьма неаккуратный вид. Но попробуйте сделать такую же работу синтетической кистью. Вы внезапно почувствуете, что краска отлично растягивается, и градиент получается просто превосходным и равномерным, будто при лессировке масляными красками.
8. Техника сухой кисти отлично подходит для работы с гуашью. Здесь можно работать мелкими круглыми кистями из колонка (они жёсткие и отлично годятся для этих целей), а можно плоскими синтетическими.
Главное при этом – равномерно нарисовать фон, по которому потом будете наносить сухие мазки. Иначе всё будет выходить неровно и неаккуратно. Для этого дела очень пригодятся колера, наведённые на титановых белилах. Помните, если решите затеять это, то работа будет долгой и кропотливой. В технике сухой кисти получается отлично рисовать шерсть животных или оперение птиц.
9. Немного о бумаге. Для гуаши не годится тонкая принтерная бумага, но отлично подойдет такая же, которую используют в акварели. Ещё можно использовать любые виды картона, даже цветной картон.
После того, как нарисовали свою работу, побрызгайте сверху лаком для волос или сахарным сиропом. Это закрепит гуашь от размазывания, а также сделает краски ярче. Причём эта яркость не исчезнет со временем. Обычно гуашевые работы не пишут на холстах, а вставляют под стекло в рамки, обрамляя паспарту, как графические рисунки и акварели.
10. В отличие от масла и акрила, гуашь очень хрупкая краска. Если количество слоёв станет критическим, то возможно осыпание краски с основы. Происходит это так, как обычно осыпается старая штукатурка со стены. Есть ряд советов, как этого избежать.
Во-первых, не наносите слишком толстых слоёв гуаши на бумагу или картон. Во-вторых, не сворачивайте ваши гуашевые работы «в трубочку». Храните рисунки, сложенными горизонтально, или в больших папках, переложив их калькой. В-третьих, пользуйтесь качественной, художественной гуашью. Поверьте, здесь не стоит экономить. Хорошая гуашь более эластичная и отлично держится на бумаге.
11. Так как в гуаши много белил или мела, то рисовать сверху гелевыми или шариковыми ручками будет довольно проблематично. Дело в том, что вы, так или иначе, станете разрушать слой краски и мелкая гуашевая пыль начнёт забивать шарик ручки. При этом подводка такой линией будет прерывистая и неоднородная.
Лучший способ для этой цели – тонкий линер или перьевая ручка. Там при минимальном нажатии кончик не разрушает слоя краски и при этом обеспечивается отличная линия подводки.
12. Никогда не смешивайте гуашь с масляными красками. Кроме проблем вы ничего не получите. Масляные краски не растворяются в воде и не разбавляются ей. Однако в сочетании с акварелью гуашь ведёт себя вполне хорошо. В отношении акриловых красок – здесь нет однозначного ответа. Дело в том, что акрил тоже на водной основе, но после высыхания твердеет и водой уже не разбавляется.
У меня были случаи, когда обе смешанные краски вели себя вполне дружно, но с некоторыми видами акрила гуашь «не дружит» категорически. Бывали случаи, когда происходило сворачивание смеси – всё превращалось в творожистую, скомканную массу, которой в итоге становилось невозможно рисовать.
Источник фото: 2, 4, 5.
Изображения 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 – работы автора статьи.
Рисуйте с удовольствием!
Материал подготовлен @yurchello для @vp-painting
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»