Художник-анималист Джордж Стаббс – талантливый представитель «лошадиного искусства»
Приветствую всех читателей художественного сообщества!
С вами @viktoria-hrust. Сегодня речь пойдет об известном английском художнике, анималисте, графике и ученом-натуралисте, который прославился благодаря написанию лошадей.
«Лошадь, атакованная львом», 1762 г.
Родился будущий анималист 25 августа 1724 года в Ливерпуле в семье зажиточного кожевника. Еще в раннем возрасте, делая наброски животных, Джордж определился со своей будущей профессией живописца.
Будучи подростком, он принял участие в местном художественном обществе, где занял первое место за изображение лошади на холсте.
Начало творческого пути
До 17 лет юноша зарабатывал в кожевенной мастерской, а после смерти отца принял решение обучаться искусству рисования у живописца Гамлета Уинстенли. Молодому художнику крупно повезло, ведь его учителю была доступна коллекция произведений старых мастеров, недосягаемая для всеобщего обозрения в то время. Благодаря такой привилегии юный Стаббс формировал навыки рисования, глядя на подлинные картины настоящих профессионалов.
Впрочем, начинающий живописец недолго обучался у Гамлета, он предпочел отправиться домой на четыре года с целью изучения анатомии и природы. Достоверная причина отказа Джорджа продолжать обучение у мастера неизвестна, однако Уинстенли говорил, что парень предпочел сложную работу копированию чужого творчества. Исходя из этих слов, можно считать, что Стаббс был практически самоучкой.
Во всех начинаниях поддержку творцу оказывала его супруга Мэри Спенсер. Информации о ней практически не сохранилось, известно лишь то, что она родилась в семье морского капитана и приходилась дальней родственницей Джорджу. Союз этих двух людей привел на свет сына Джорджа и дочь Мэри, которая, к сожалению, умерла в младенчестве.
На протяжении нескольких лет, живя на севере Англии, Джордж работал художником-портретистом. В последующие годы он занимался изучением анатомии людей и животных, даже получил звание доцента, а помогал ему в этом врач Чарльз Аткинсон. Стаббс провел несколько вскрытий, благодаря чему привлек внимание успешного акушера, который писал исследование под названием «Новейшая система родовспоможения» и предложил Джорджу написать серию иллюстраций к нему.
После визита в Италию излюбленным сюжетом Стаббса для картин стал грозный лев, атакующий лошадь. Поговаривают, что живописец стал свидетелем сего зрелища, путешествуя по Африке, но это лишь одна из версий.
«Лев, атакующий лошадь»
«Лошадь, атакованная львом», между 1762 и 1768 гг.
Спустя некоторое время художник взял в аренду ферму в Линкольншире, где занялся вскрытием лошадей. Животных он скупал уже мертвыми на местной бойне, а после зарисовывал этапы вскрытия и все части тела. Очевидцы этого действа рассказывали:
Джордж Стаббс выкачивал кровь из трупов, а вместо нее заливал жир для поддержания форм. При помощи ремней и шкивов он придавал мертвым лошадям необходимую позу, после чего писал рисунки, которые стали иллюстрациями к изданному им пособию «Анатомия животных».
Переехав в Лондон, Джордж привлек внимание коневладельцев, где писал для них портреты лошадей, жанровые сцены и изредка портреты всадников.
«Арабский жеребец лорда Гросвенора», 1765 г.
Сюжеты картин Стаббса
Конечно, чаще всего Джордж изображал лошадей, а для придания выразительности животным использовал в качестве фона деревья и водоемы. Несмотря на огромную любовь к лошадям, живописец написал также немало экзотических зверей: обезьян, леопардов, львов, зебр и даже кенгуру.
Хоть в то время "лошадиное искусство" шло позади пейзажей, портретов и жанровых сцен, Джордж Стаббс стал одним из величайших живописцев этого направления.
«Гепард и олень с двумя индейцами», 1765 г.
«Обезьяна», 1799 г.
Последние годы художника-анималиста
Ближе к концу своего жизненного пути Джордж столкнулся с такой проблемой, как неуважение коллег и забвение его творчества. Мужчина мог стать абсолютно нищим, но его спасала поклонница по имени Изабелла Салтонсталл, которая приобретала картины по высокой стоимости. Последней работой Стаббса стала научная работа по сравнению скелетов человека и животных.
Автопортрет, 1765-1775 гг.
Джордж Стаббс ушел в иной мир 10 июля 1806 года, причиной тому стал сердечный приступ.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Автор статьи — @viktoria-hrust
Картины современных художников со всех уголков земного шара для вас!