Пауль Клее. Признанный мастер беспредметного искусства
«Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я – художник». (Пауль Клее)
Здравствуйте, дорогие читатели художественного сообщества!
С вами @annaart. Эту статью я хочу посвятить немецкому и швейцарскому художнику Паулю Клее, разработавшему необычный художественный язык, посредством которого он изображал мир, лежащий по ту сторону действительности.
Родился живописец в 1879 году в небольшом швейцарском городке Мюнхенбухзее под Берном. Жизнь и профессии его родители были связаны с музыкой, и именно от них ему передалась страсть к скрипке и вокалу. Его любимыми композиторами были Бах, Бетховен и Моцарт. Их музыкальные произведения Пауль постоянно привносил в свою живопись, которой тоже увлекался с ранних лет.
Первые уроки живописи мальчику давала бабушка. А в 19 лет он поехал на обучение в Мюнхен. На протяжении двух лет учителем Клее был малоизвестный художник Генрих Книрр, а затем его приняли в академический класс Франца фон Штука.
Вскоре начинающий художник вместе со своим другом Василием Кандинским отправился в путешествие по Европе для знакомства с произведениями классических творцов. Так, в Италии он открыл для себя живопись и архитектуру знаменитого Микеланджело, в Париже познакомился с творчеством Пикассо, Руссо и Брака, в уже полюбившемся Мюнхене изучал приемы письма Гойи, Блейка, Ван Гога и многих других известных художников.
Однако самое большое влияние на его дальнейшее творчество оказала поездка в Тунис. Приехав отсюда, в работах Пауля начал прослеживаться стиль Анри Матисса, иллюстрировавшего историю вечного художественного поиска.
В 30-летнем возрасте у живописца прошла первая персональная выставка, которая совершенно не принесла успеха. Однако Клее не останавливался и продолжал заниматься художественной деятельностью. И вот, спустя почти десять лет он рискнул снова показывать свои работы на различных выставках. Со временем стали появляться ценители его необычного творчества.
По мнению многих художественных аналитиков, источником творчества Пауля были инстинктивные ощущения. Его сюжеты никогда не были продуманы заранее, они словно образовывались из выдуманного хаоса…
«Он исходит не из уже сформированных, визуальных картин природы, он начинает с самой картины. Призванный к действию в момент вдохновения, он начинает безо всякого сознательного, а уж тем более нацеленного на тему намерения». (Вернер Хофман, историк-искусствовед)
В 41 год художника пригласили преподавать в Баухаус – Высшую школу строительства и художественного конструирования. Спустя 10 лет Пауль также стал профессором Дюссельдорфской академии. Но уже через 2 года нацисты вынудили отказаться Клее от этого места, объявив его искусство "вырожденным". Живописцу пришлось вернуться на родину.
Вскоре в Берне Пауль провел успешную персональную выставку, после которой получил множество заказов. Однако многие из них выполнить ему не удалось: в этом же году у него обнаружили признаки склеродермии – тяжелого кожного заболевания.
Умер художник в 1940 году, оставив после себя около 9000 работ, которые считаются одними из самых дорогих и востребованных.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Пауль Клее
Пауль Клее: ни дня без линии и к черту якоря!
Пауль Клее: картины, биография художника