В лунном сиянии [Рубрика «Тематическая подборка картин»]
Приветствую всех любителей прекрасного!
С вами @seagull15 и сегодня я приглашаю вас окунуться в волшебство лунной ночи.
Что и говорить: чуть не всё мифотворчество отдало дань этому, казалось бы, привычному для нас природному явлению. Едва ли не все чудеса, колдовство, волшебство творятся именно при свете полной луны. А потому и начну я, пожалуй, с самой волшебной картины в подборке – с «Русалок» Константина Маковского (1839-1915 гг.):
Здесь, видимо, художник изобразил одну из ночей Русалочьей недели, которая наступает вслед за Троицей. На короткий период времени воскресают утопленники. Хотя художник отдал преимущество утопленницам. Прекрасные девы выходят из воды, пляшут, поют и водят хороводы чуть ли не до самых небес. Кстати, за эту картину на Маковского обрушилась критика, причём так громогласно, что сам император Александр III решил на неё посмотреть, и ему картина понравилась.
Совсем другие «Русалки» у Ивана Крамского (1837-1887 гг.):
Этим несчастным явно не до веселья. Луны хоть и не видно, но свет её, падающий вниз, прямо-таки подчёркивает мертвенность девушек, заостряя внимание на их безрадостном существовании.
Следующая картина «Чайльд Роланд к Тёмной Башне пришёл» британца Томаса Морана (1837-1926 гг.) отсылает нас к мрачной поэме Роберта Браунинга с тем же названием:
Герой поэмы Роланд (Чайльд – потому что ещё не совершил ни единого подвига) направляется к Тёмной Башне. Зачем? Кто знает? Поэма, со слов автора, пришла к нему во сне в готовом виде (уж не в лунную ли ночь?). В ней нет ответов на вопросы. Возможно, Роланд их и искал.
Местность поистине Мордорская: серп луны едва проглядывает сквозь мрачные тучи, а последние лучи солнца из последних сил пытаются осветить всё нарастающий мрак. Сам же рыцарь едва заметен на фоне этого безжизненного пейзажа. Томас Моран был большим любителем придать некоторым своим полотнам побольше драматичности.
Но не менее драматично полотно британца Уильяма Тёрнера (1775-1851 гг.) «Рыбаки в море»:
Картина исполнена в единой цветовой гамме, очень мрачной. Сгущающиеся тучи, сквозь которые всё ещё светит луна, роняя свой неверный отблеск на вздыбившиеся волны. И шансы людей на спасение кажутся такими же призрачными, как и свет ночного светила.
Понизим градус драматичности и взглянем на картину Алексея Саврасова (1830-1897 гг.) «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне»:
Самое притягательное в этом пейзаже – небо. Каким бы ни был холодным свет луны, хочется сразу вспомнить, что это всего лишь отсвет горячего солнца, которое где-то там есть, и дарит кусочек своего света даже самой промозглой ночью. И, может быть, утром, в предрассветных лучах, это место не покажется уже таким унылым.
Совсем по-другому смотрится марина американского художника Джонсона Хеда (1819-1904 гг.) «Парусник в лунном свете»:
Небо почти чистое, только на горизонте клубятся лёгкие облака. Море спокойно, лишь прибрежные волны мерно накатывают на берег, скорее баюкая, нежели беспокоя. И свет: много света и в небе, и на воде. Никакого намёка на мрачность. Казалось бы, всё та же луна, но как по-разному она может выглядеть.
Совершенно холодной и отчуждённой она кажется в картине Архипа Куинджи (1842-1910 гг.) «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»:
Всё в синих тонах: небо, вода, горы, даже луна голубоватого оттенка. Так и хочется укутаться потеплей.
А как романтично в картине того же художника «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении»:
В тёплых цветах луна, совершенно немрачное небо, лунная дорожка, так и зовущая прогуляться по реке парочку в лодке.
Я говорила в самом начале о волшебстве? Скажу ещё раз. Ведь само создание картины похоже на волшебство! Вот как удаётся художнику передать свет так, что он кажется настоящим?! Взгляните на картину швейцарца Германа Давида Саломона Корроди (1810-1892 гг.) «Группа монахов, идущих к горному монастырю Афон»:
Облака буквально светятся, горная тропа освещена, лунная дорожка на воде и та подсвечивает. И всё это – всего лишь краски, которые сами по себе не светятся! Вот оно – мастерство человеческого таланта!
Всем приятного просмотра!
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Русалки, Маковский – описание картины
Персона. Архип Куинджи
Саврасов Алексей Кондратьевич
Пейзажи Томаса Морана
Автор статьи — @seagull15