Теория и практика работы со штриховкой. Как совладать с творческим хаосом?
Добрый вечер, дорогие друзья и читатели сообщества @vp-painting!
Сегодня с вами вновь @yurchello. Продолжим тему работы со штриховкой.
В прошлых публикациях, посвящённых правилам и закономерностям штрихования, мы говорили о методе наложения линий сеткой (1 и 2). Способ хорош, но не универсален, к сожалению. Сегодня мы рассмотрим другой вариант штриха – хаотично разнонаправленный.
Когда-то давно мои учителя в художественной школе с улыбкой называли метод подобного рисования, о котором я хочу вам сегодня рассказать, полным беспределом. Однако говорили они так не всерьёз, а в шутку, потому что метод хаотичной штриховки вполне приемлем и часто не просто оправдан к действию, но и жизненно необходим.
Вот абстрактный пример подобной штриховки. Похоже на какие-то камушки на земле, не правда ли?
Подобный метод рисования отлично подойдёт в моменты, когда нужно быстро и в общих чертах изобразить какой-нибудь набросок. Например, не пленэре. Ну, как можно кропотливо и дотошно вырисовывать травинки и листву, когда вокруг летает мошкара, а ветер периодически сдувает у вас из рук то карандаши со стирками, то бумагу. Вот и приходится рисовать быстро, и не особенно вдаваясь в красоту и порядок линий.
Предлагаю вашему вниманию небольшой мастер-класс по рисованию уголка природы.
Не нужно выбирать что-то масштабное. Достаточно просто оглянуться вокруг и выбрать что-то компактное, например, кусочек растительности под ногами. Ах, совсем забыл! Так как сейчас зима, выберите для примера какой-нибудь снимок, который придётся вам по вкусу.
Нанесём контур всех объектов. Чтобы не ошибиться с компоновкой, просто разбейте рисунок на крупные области, а потом раздробите их на более мелкие.
Сразу после того, как закончите работать с контуром, определите самые тёмные "провалы" – места, где теневые участки рисунка наиболее плотные. Далее приступайте к штриховке.
Метод довольно прост: нет правил, нет направлений. Важен лишь нажим и плотность зарисовки.
Обратите внимание на то, что вначале мы везде как бы рисуем не объекты, а дырки между объектами. Именно таким образом отлично рисуется светлая трава на тёмном фоне. Никаких стирок и (к сожалению) никакой маскирующей жидкости.
Наша задача – не добиться фотографической точности, а сделать общий набросок, и всего лишь вычленить тёмные области и не потерять на их фоне светлые травинки. Работа может показаться муторной и долгой, но зато результат вас непременно порадует.
Штрихуйте шаг за шагом, кусочек за кусочком. Можете даже включить какую-нибудь музыку, чтобы меньше отвлекаться на окружающую обстановку. Сейчас в мире есть только вы и тот вид, который вы рисуете. Ну, и ещё ваш будущий рисунок, который постепенно проявляется на бумаге.
Обратите внимание: здесь у меня довольно мелкая по размерам работа. Она всего 9 сантиметров в высоту, но я работаю тонким механическим карандашом и могу себе позволить прорисовать даже очень мелкие листья у тысячелистника, который есть внизу на переднем плане. Рисуется он точно так же, как и всё остальное, то есть прорисовываются тёмные "дырки" вокруг него, а сам лист проявляется как бы из ниоткуда и постепенно.
Не забываем периодически прорисовывать и то, что находится на фоне светлого неба. Но здесь уже совсем просто. Метёлки растений, травинки изображаются привычным вам методом рисования тёмным по светлому.
Когда закончите работать с основными объектами сцены, обязательно прищурьтесь и сравните с оригиналом. Глаза обязательно подскажут вам, где вы не дотемнили, и где нужно чётче сделать контраст.
На весь рисунок у меня ушло примерно час или полтора. Я не ставил задачу выполнить его суперреалистично. Зато здесь отлично видно, где, что и как расположено.
Метод хорош именно тем, что вы приучаете свои глаза быстро распределять свет, тень, блики и полутона, когда рисуете что-то на природе, под открытым небом. Это уже потом, когда вы сделаете много таких рисунков и эскизов, с успехом сможете использовать их в своей студии, чтобы изобразить всё подробно маслом или акварелью.
Вот несколько моих работ для примера, которые были сделаны в разные годы подобным методом хаотичного штрихования. Все они нарисованы исключительно на природе и с натуры.
Все работы в статье авторские
Автор статьи — @yurchello