Философские учения, заставляющие задуматься.
Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»
Никому не секрет, что Кант был гениальным философом своего времени. Его труды разделили философию на две части “до канта” и “после канта”. Канта показал, что окружающие нас вещи, вещи с которыми человек встречается в повседневной жизни, есть результат работы наших творческих сил.
Например, дисплей, с которого вы сейчас читаете эту статью, был создан сначала в нашем мозгу, и мозг работает с этим образом, а не с реальным дисплеем.
Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.
Канта также выделил типы этого знания, но за чувственный мир, его восприятия отвечают пространство и время. Они как очки, через которые мы смотрим на мир, одновременно достраивая его.
Ансельм Кентерберийский: «Бог существует реально, потому что мы обладаем понятием Бога»
Существует ли бог?
Этот вопрос терзает многие гениальные умы уже многие столетия. Самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.
Бог(по многим учениям) всемогущ и является совокупностью всех благ. Существование — это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно, но так как бог совершенен, отсюда можно сделать вывод о существовании бога.
Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.
Карл Маркс: «Вся человеческая культура — это идеология»
Теория Маркса и Энгельса заключается в подавлении одних классов другими. Власть, чтобы поддерживать свое исключительное право на лидерство другими классами, искажает истину реальных общественных отношений “ложное сознание”. Классы людей, на которых распространилось воздействие “ложного сознания” не догадываются о том, что их используют в чью-то выгоду.
Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.
У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология — это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья. Реальным остается только способ разделения жизненных благ, то есть экономические отношения.