Ван Гог: на свет из запасников
Только специалисты Русского музея прояснили ситуацию с полотном художника Петрова-Водкина, как весной 2019 года было опубликовано новое сообщение от Художественного музея Уодсворта Атенеум в Хартфорде (штат Коннектикут). Одна из картин запасников, хранившаяся там более тридцати лет, идентифицирована как работа Ван Гога. Кроме этого, специалисты музея Ван Гога в Амстердаме после тщательного изучения подтвердили, что под слоем красок скрывается другое изображение - портрет. Как и в случае с Петровым-Водкиным, художник использовал холст с целью экономии средств.
Ван Гог, "Ваза с маками" (1886), Музей искусств Уодсворта
После кропотливых исследований музей Ван Гога пришел к выводу: “Ваза с маками” из музея Уодсворта является подлинной. Заключение было сделано после тщательного исследования холста, его грунтового слоя, пигментов, стиля, а также поведённых художественно-исторических изысканий.
Натюрморт был написан в начале лета 1886 года, буквально через несколько месяцев после прибытия художника в Париж. В это время (июнь-июль) там обычно цветут маки. Год спустя, осенью 1886 года Ван Гог писал своему британскому другу-художнику Хорасу Ливенсу, что в прошлом году ему банально не хватало денег на оплату моделей. Поэтому лето он посвятил выполнению «серии цветовых исследований, изображая просто цветы, красные маки, цветы синей кукурузы… пытаясь передать интенсивный цвет, а не серую гармонию».
Первоначальное изучение картины музеем Уодсворта выявило наличие ещё одного изображения (скрытого под натюрмортом), поэтому дальнейшие детальные исследования были предприняты в Амстердаме. Сотрудники научного отдела с помощью методов цифровой рентгенографии и инфракрасной рефлектографии смогли проявить еще одну композицию под натюрмортом: если холст развернуть на 180 градусов, то виден портрет мужчины в профиль с ухом (весьма узнаваемая черта стиля художника).
Рентгеновское изображение "Вазы с маками"
“Ваза с маками” была завещана музею Уодсворта в 1957 году писательницей из Коннектикута Энн Пэрриш Титцелл, но стиль и краски были совсем нетипичны для Ван Гога, поэтому в 1980-х годах было принято решение переместить её в запасники.
Ряд современных исследований и новые документальные факты (“Ваза…” фигурировала на оружейной выставке Нью-Йорка в 1913 году) вернули картину из запасников на свет. В Музее Уодсворта она будет вновь выставлена 26 апреля, а затем с осени нынешнего года картина полгода будет находиться в экспозиции Музея Барберини в Потсдаме.