Богатство и бедность у нас в голове?
Большое влияние на отношение к деньгам оказывает такой фактор, как уровень притязаний. Одним из форм такого влияния является возникновение ощущения богатства или бедности. Человек, чувствующий себя бедным (а это чаще возникает у людей с высоким уровнем притязаний), в любом случае является фрустирующим субъектом, что приводит к одному из двух крайних возможных направлений его деятельности. У одних формируется идея добычи денег, как основной жизненный стимул, что ведет иногда к достаточно выраженной деформации личности — появляется стяжатель, отказывающийся от своих первоначальных стремлений и склонностей. В какой-то мере именно этим объясняется наблюдающийся в государствах постсоветского периода переход перспективных молодых ученых, талантливых инженеров в бизнес, никак не связанный с их предыдущей деятельностью. Важно, что многие из них полностью и легко отказались от прежней «малодоходной» деятельности и своих планов, и в своей новой деятельности проявляют подчеркнуто выраженный эгоизм, руководствуясь исключительно жестокими правилами конкурентной борьбы, используя знаменитую формулу О'Генри «Боливар не вынесет двоих».
У других чувство бедности приводит к чувству бессилия, обреченности и отчаяния, что обуславливает снижение активности и, в конечном итоге, к тупому равнодушию или к анархической идее разрушения ради разрушения.
Возникает нарушение внутренних психических связей, деградируют профессиональные навыки, упрощается идеология, которая становится ориентированной только на насущные материальные нужды. У личности исчезает будущее, а настоящее сводится только к удовлетворению потребностей первого уровня, а именно возникает то, что обычно обозначается термином, «маргинальная личность».
Конечно, это крайние состояния, у большинства чувство бедности является стимулом для активной деятельности, адекватной ранее сформированной жизненной цели, жизненной позиции, где деньги нужны не для денег, а для успешной самореализации.
Чувство богатства, в принципе, как и чувство бедности, не связано с неким абсолютным количеством денег и свойственная сейчас для некоторой части молодежи идея «своего миллиона» может исчезнуть по мере формирования полноценной личности. Э. Фромм, говоривший, что концепция неограниченного потребления является главной язвой современного постиндустриального общества, считал, что она ведет к поверхностному знанию, эгоистической идеологии и потребительскому стилю мышления.
При попытке узнать, что скрывается у большинства людей, использующих понятие богатства, становится понятно, что оно понимается у людей среднего и старшего возраста как синоним «достаточности», что определяется возможностью достижения того уровня и тех границ, которые диктуются сформированным у личности представлением о смысле жизни. В молодом возрасте — богатство чаще понимается в объектно — материальном выражении: автомобиль, миллион и тому подобное, а в более старшем как приобретенные духовные ценности, например прочитанные книги, возможности встреч с интересными людьми, приобретенные знания и даже как средство сохранить исчезающие с возрастом социальные связи.
Нередко отношение к деньгам определяется не столько личными материальными потребностями, формирующими представление о достатке, сколько заботой о поддержании или формировании имиджа достаточности, определяемого традицией или особенностями реального окружения. Обычно это формулируется в виде слогана «хочу, чтобы все было так, как у людей». При этом денежные траты направлены на приобретение предметов, даже не нужных владельцу денег, через них покупается мнение, престиж, уважение со стороны окружающих и удовлетворяется тщеславие.
О том, что здесь действует обычная закономерность — чем лучше, тем дороже, часто приводится пример с приемом гостей — чем именитее гость, тем больше траты на его прием, тем больше, как говорится, «пускается пыль в глаза».
Говоря об отношениях, следует сказать, что возможна и другая тенденция, при которой основой общения является не простая покупка, а косвенная, через атрибуты богатства, например, через коллекцию картин, демонстрацию своих достоинств, например, пения, рисования, и других возможностей добиться общения с известными и талантливыми людьми, формирующими ту или иную элитарную группу.