Живём по "Русскому стилю"
Свою историю надо знать. Историю не только страны, но и культуры, ремёсел. В Москве во "Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства" открылась выставка "Русский стиль. От историзма к модерну"
Уникальнейшие предметы из Абрамцево и Талашкино представлены на выставке. Как странно бывает сходится колода карт. Совсем недавно я писал об Абрамцево и о судьбе княгини Тенишевой, которая с супругом купила Талашкино и открыла там мастерские, конезавод, молочную ферму
"Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. В углу стоят муфеля, и здесь, втихомолку, я давно уже приводила в исполнение свою заветную мечту, о которой даже говорить боялась вслух: делаю опыты, ищу, тружусь над эмалью. В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь и сердце радуется", - писала княгиня Тенишева в своём дневнике. Великая женщина была и очень много занималась благотворительностью.
В экспозиции представлены предметы ткачества, дерева, керамики. Среди наиболее ярких и значимых экспонатов экспозиции предметы изготовленные на Императорском стекольном заводе, предметы мебели по эскизам Елены Поленовой, работы Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Александра Головина, Николая Рериха.
Также в Талашкино были созданы художественные мастерские, где делали мебель, керамику, вышивали.
Из дневника Марии Тенишевой: "Материал весь покупался у баб: сукно, пряжа, холсты. Все это у нас окрашивалось, кроилось, подбирались подходящие нитки и снова шло к ним в работу. Не покидая своей избы, зимой крестьянка, хорошая рукодельница, легко зарабатывала 10--12 и даже больше рублей в месяц, что для них представляло значительные суммы. Между ними были настоящие художницы, мастерицы, с врожденным вкусом, умением и фантазией, тонко видящие цвета и с полуслова понимающие, чего от них хотели. В конце концов мы начали достигать удивительных результатов, и каждая особенно удавшаяся вещь, со сложным рисунком, богатая по краскам, чисто и тонко выполненная, составляла радость и гордость всей мастерской. Мы стали делать уже крупные вещи, драпировки на окна и двери, обивки для мебели, которая выходила из нашей столярной мастерской, скатерти, покрышки на рояли, не говоря уже о мелких, как отделки для платьев, подушек, полотенца, узкие полоски для отделки, продававшиеся на аршины и т.д. Количество баб доходило теперь до двух тысяч, и в конце концов трудно было найти поденщицу или прислугу, так как женщина, живя у себя, зарабатывала гораздо больше, чем на поденщине. Я уже мечтала расширить это дело, завести сношения с заграницей, посылать наши работы в Париж, Лондон, тем более что иностранцы начинали сами интересоваться нашими кустарными промыслами. Пока же для сбыта изделий наших мастерских я открыла в Москве магазин "Родник".
Сервиз "Тет-а-тет" в русском стиле, завод братьев Корниловых, 1860-1880-е. Блюда и тарелки из сервиза Великого князя Константина Николаевича, 1848
В 1897 году Тенишева передала русскому музею коллекцию акварелей русских художников. А в 1905 году филиалу Московского археологического общества в Смоленске коллекцию древнерусского прикладного искусства, где было более 10 тысяч экспонатов
"Русский стиль. От историзма к модерну" - это широкая панорама художественных направлений, течений и школ, которая сложилась в конце XIX - начале XX века в Европе и была связана с крупнейшим художественным стилем - модерн.
Задачей новой постоянной экспозиции является не только показ бесценных коллекций Всероссийского музея декоративно прикладного и народного искусства, но и раскрытие понятия "Русский стиль" в общеевропейском контексте.
Творчество русских художников, переосмысляющих национальные традиции, вызвало в Европе волну интереса к русской культуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству. театру, моде.
Обращение к истокам декоративно-прикладного искусства России и его творческое переосмысление - один из трендов современного российского общества и отечественного дизайна.
Братина "Петух" и ковши в виде куриц - Абрамцевские мастерские, 1890-е
Первый зал экспозиции - "Народное искусство", в котором показаны предметы народного искусства из собрания Кустарного музея, обладавшего со времени его организации в 1885 году самой крупной в России коллекцией, представляющей традиционную народную культуру, занятия и быт крестьянства.
В зале "Историзм" представлены предметы, характеризующие первый этап развития Русского стиля.
Этот этап представлен, в том числе, и набором для напитков Императорского стекольного завода, выполненный по рисунку архитектора Ипполита Монигетти в 1870-е годы.
Наиболее явственно черты русского стиля проявляются с середины XIX века, во втором этапе развития "историзма", связанном с широким обращением к народной культуре.
Основные достижения русского ювелирного искусства эпохи историзма принадлежат крупнейшим ювелирным производствам России, к которым по праву можно отнести фирму Павла Овчинникова.
Новый этап развития "русского стиля" лежит в русле эстетики национально-романтического направления стиля модерн.
Открывается этот этап деятельностью Абрамцевского художественного кружка, организованного Саввой Мамонтовым. В него входили живописцы Василий и Аполлинарий Васнецовы, Василий и Елена Поленоы, Константин Короин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Михаил Нестеров.
Изделия Абрамцевских мастерских, экспонируемые на ряде выставок в России, получили широкую известность и признание. На Всемирной выставке в Париже, в 1900 году, они были удостоены золотых и серебряных медалей.
Экспозиция Кустарного павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года, в возведенном и оормленном в национальном духе по эскизам Константина Коровина и Александра Головина, пользовалась большим успехом.
Елена Титова - Директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Объединяющим звеном центрального зала экспозиции стал майоликовый камин Михаила Врубеля "Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича"
Элеонора Пастон - доктор искусствоведения, куратор выставки
Успехи художественного кружка в Абрамцеве вдохновили княгиню Марию Тенишеву на организацию не менее известного творческого объединения в ее имении Талашкино под Смоленском.
Владимир Аристархов - Первый заместитель Министра культуры Российской Федерации
Деятельность Талашкинских мастерских в 1900-1910-е годы, которыми руководили Сергей Малютин и Александр Зиновьев уже целиком лежала в русле стиля модерн.
Иван Тучков - декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор искусствоведения
Завершающий зал посвящен деятельности Московского кустарного музея. В начале XX столетия он становится главным творческим и организующим центром, спообствовавшим охранению национальных традиций и продвигавшим на отечественном и мировом художественном рынках моду на русский стиль.
Одним из главных объектов художественного проектирования были предметы мебели и небольшие деревянные изделия, выполненные преимущественно в неорусском стиле.
Безусловным творческим лидером среди художников Кустарного музея был Сергей Малютин. На выставке представлены выполненные по его проектам буфеты.
2017 год объявлен годом "Русского стиля" в рамках программы "Достояние России. Традиции для будущего" Всероссийского музея декоративно прикладного и народного искусства.
Вернисаж посетили: Ольга Голодец, Владимир Аристархов, Борис Титов, Павел Титов, Елена Старикова, Игорь Юргенс с супругой, Наталья Починок, Алексей Ситников с супругой Натальей Гундериной, Игорь Малашенко и Божена Рынска, Владимир Палихата и Виктория Король, Михаил Бройтман с супругой, Екатерина Полозова, Владимир Руга, Мария Ситнина, Элен Фербеек, Пьер и Аннушка Броше, Марко Бравура с Анной Мополис, Александр Лахман, Владимир Добровольский, Дмитрий Великовский, Мария Морозова, Екатерина Караваева, Надежда Миндлин, Михаил Овчаренко, Фрол Буримский, Ирина Милова, Жанна Ким, Гаухар Мансурова, Ксения Соловьева, Алена Долецкая, Ирина Чайковская, Альбина Назимова, Ирина Россиус, Наталья Семенова, Том Амелин, Мария Невская, Анита Гиговская, Агния Кузнецова, Анна Андронова, Анна Сучак, Евгения Осипова, Евгения Храповицкая, Надежда Селенская, Нина Шацкая, Татьяна Булыгина, Ольга Карпова, Юлия Акимова, Караганова Ирина, Светлана Дрыга, Ива Стромылова, Дарья Михалкова, Ирина Вольская, Елена Тельцова, Антон Каретников, Валерий Запесоцкий, Максим Арцимович, Татьяна Шевченко, Эллен Пинчук.
Анна Русских - балерина Большого театра
Надо идти на эту выставку с детьми, чтобы они видели, какие чудесные произведения искусства производили в России
Источник: мой блог - https://tushinetc.livejournal.com/699358.html