Инфернальные мультфильмы: "Хронополис" (1982).
Сама идея начать цикл, посвященный инфернальному аспекту мультипликации, пришла ко мне во время написания рецензии на ленту "Когда прилетают черные птицы".
Вообще считать мультфильмы чем-то априори детским, лёгким и несерьёзным ошибочно - многие работы по своей глубине и смысловой нагрузке могу дать фору даже навороченному кинематографу. Это хорошо видно на примере аниме, когда мимимшная рисовка персонажей запросто сочетается с многоуровневыми сюжетами, затрагивающими важные философские и этические вопросы.
Однако на сей раз речь пойдёт не про аниме, а про мультфильм, созданный задолго до появления компьютерной графики. Это одна из лучших работ талантливого и, к сожалению, малоизвестного польского режиссера Петра Камлера (Piotr Kamler). А поляки - они такие, могут в инферно и психодел :D
Без них рассказать о сюжете и смысловых пластах этой ленты практически не представляется возможным :(
В идеале предпочтительно сначала посмотреть сам мульт, а затем уже читать отзывы на него. Но тогда теряется сам смысл рецензии - рассказать о том, зачем вообще такое смотреть...А те, кто играл в Skyrim, наверняка припомнят холодную и торжественную архитектуру двемеров и их впечатляющие изобретения на стыке технологий и магии.
Музыку к Хронополису писал Люк Феррари (Luc Ferrari) и она заслуживает отдельного упоминания, поскольку это индастриал ^_^ Точнее, одна из его авангардных, экспериментальных веток - musique concrète. Для восприятия она может быть довольно сложной, особенно с непривычки. Но вместе с визуальным рядом музыка создаёт целостную картину - странную, ирреальную, но без сомнения гипнотически-медитативную.
Параллельно с Хронополисом существует и другой мир. В нём альпинисты, связанные веревкой, карабкаются вверх по отвесной стене под монотонный стук молоточков. Наблюдая за ними, хронополиты создают птицу, которая летит к стене и портит веревку. Добравшись до повреждённого участка, один из альпинистов понимает, что не в силах двигаться дальше или получить помощь от товарищей. Он обрезает веревку и падает сквозь инобытие, попадая прямиком в Хронополис.
Там герой встречает дружелюбный шар, к которому быстро проникается симпатией и начинает играть с ним. Шар - само Время и человек понимает это, добравшись до его сердцевины. А когда хронополиты требуют вернуть Время, герой в печали отправляется к ним, ведь ему так не хочется расставаться со своим другом...
- Абсолютное время показано как ряд зацикленных процессов: мельтешение шариков (частиц?), преобразование одних форм в другие с возвращением в исходное состояние.
- Мотив веревки встречается дважды, но в разном контексте. Сначала это вертикаль, по которой поднимаются альпинисты - намёк на стремление всего живого вперёд-и-вверх. Куда они в конечном счёте стремятся, есть ли у них конечная цель? Или это просто движение ради движения, когда отступать нельзя?
- Побывав на изнанке мира и постигнув суть Времени, герой снова оказывается на веревке. Однако теперь он один. На сей раз вертикаль достижения и преодоления сменяется горизонталью равновесия и баланса. Получив действительно мощный трансформирующий опыт, человек из альпиниста становится канатоходцем - покончив с борьбой за выживание, отныне он играет.
Хронополис я однозначно могу назвать своим самым любимым мультфильмом. В нём прекрасно всё - визуальная составляющая, музыка и сюжет. Работа абсолютно диссоциативная, а потому она может оказаться действительно сложной для восприятия. Нет ни диалогов, ни закадрового голоса, который пояснял бы происходящее - только причудливая светопись, игра форм и комбинация приёмов способны донести задумку до внимательного и неторопливого зрителя.