Музыкальные фрики в о-о-очень другом кино: "Ленинградские ковбои едут в Америку"
Приветствую читателей моего блога!
Сегодняшний пост объединяет две популярные рубрики – «Музыкальные фрики» и «О-о-очень другое кино». Потому что такое явление, как финская рок-группа «Leningrad Cowboys» нарушает все мыслимые границы, объединяет разные жанры, стили и смыслы!
Сразу дам ответ на часто задаваемый вопрос: «Да где ты всё это находишь?» В начале десятых годов, когда я весело тусовался в Москве, и все мы лишь начинали осваивать безграничные возможности безлимитного высокоскоростного интернета... тогда было популярно фанатеть от чего-нибудь редкого и малоизвестного, чего никто не знает. Одни углублялись в аутентичную средневековую музыку и реконструкции, другие – в дебри британского рока, ну а я… во всё то, о чём теперь пишу в блоге.
В один прекрасный день пил чай с подругой на фудкорте «Метрополиса», что на Войковской, мы обсуждали русский рок (как весело он начинался и как глубоко деградировал), позабытые ныне зарубежные группы вроде «Cindеrella», фильмы... и в беседе была упомянута картина «Ленинградские ковбои едут в Америку» – я об этом кино ничего не знал, поэтому при первой возможности нашёл в интернете, посмотрел и…
Я ржал два дня. Ржал, рассказывал друзьям про фильм по телефону и в соцсетях. Просто оцените масштаб – в 1989 году финны сняли комедию, в которой высмеяли русский рок. Это сейчас двадцатилетняя молодёжь посмеивается над Гребенщиковым и Кипеловым, они называют это всё «русский роцк». Сейчас разослал ссылку на фильм молодым друзьям – даже интересно, будет ли им смешно так, как было мне?
В общем, о чём киношка?..
"Музыкальная группа путешествует по континенту от Нью-Йорка до Мексики на подержанном «Кадиллаке» вместе с деспотичным менеджером и телом замёрзшего в тундре басиста, учась играть рок-н-ролл в придорожных клубах. Сумасшедшие причёски, тёмные очки и ботинки с неимоверными носами помогают им сойти за американцев".
Среди моих друзей есть те, кто иногда ездит на «Нашествие» послушать мэтров и пытается играть рок (с переменным успехом). Так что – я пару раз видел, как репетируют без-бюджетные молодёжные рок-группы в гаражах и на складах. И да – это происходит именно так, как в фильме про «Ленинградских ковбоев». Нет денег, не умеем играть и петь – не беда. Главное – рок-н-ролл! Драйв! И безумный внешний вид!
В фильме драйвовая группа из сибирской тундры едет покорять в Штаты. У них с собой – жадный менеджер (обязательный элемент успеха любой рок-группы), запас холодного пива, хранящийся в гробу вместе с замёрзшим басистом («Возьмите с собой покойника – пусть увидит мир!»), гитары и море энтузиазма! Ну а "что ещё нужно молодым львам"?))))
Происходящее в фильме не поддаётся описанию и классификации. Помните безумные истории, происходившие с Элисом Купером, Джимом Моррисоном и другими рок-идолами? Теперь представьте, что все эти ребята ездят по США на ретро-Кадиллаке и в меховых шубах, по пути изучая английский язык по разговорникам, узнавая о том, «что такое вообще этот рок-н-ролл» и… где-то в Техасе они даже играли кантри. ("I am a Le-e-e-eningra-a-a-a-a-ad Cowboy!")
Описывать это бесполезно – просто найдите часок свободного времени и посмотрите сие безумное действо!
Фильм был настолько успешен, что в 1994 году вышло продолжение – «Ленинградские ковбои встречают Моисея». И как оказалось, группа до сих пор выступает. Их живое выступление – гремучий постмодернизм, всё как я люблю. На сцене – серпы и молоты, надпись «Buena Vodka Social Club», гремит песня «Back in the USSR»...
Они и клип про Ленинград сняли, и «Катюшу» перепели.
В лучших традициях музыкальных фриков!
А фильм 89 года напомнил мне историю о том, как Борис Гребенщиков Штаты покорял – как раз в этот же год. Даже не знаю, совпадение это, или финны вот именно Гребенщикова и обсмеяли? Его пластинка "Radio Silence" попала в топ-200 на 199-е место. Русские над этим поржали, а с точки зрения американца – круто же, какой-то ноунейм из USSR приехал в Нью-Йорк, сразу записал альбом с самим Дэйвом Стюартом – и попал в заветный "топ-200"! Повезло же этому парню!
Но пластинка всё равно продавалась гораздо хуже, чем надеялся Дэйв Стюарт, Гребенщиков быстро понял, что США не встретили его с распростёртыми объятиями... какое-то время наш духовный БГ играл англо-русские частушки для советских эмигрантов в барах на окраинах Нью-Йорка, получая копеечные чаевые – вот совсем как "Ленинградские ковбои" в фильме.
Однако он не сдавался, записал со Стюартом второй альбом, и... конец был немного предсказуем – возвращение в Ленинград, смена названия бэнда с "Аквариум" на "БГ", запись остервенело-патриотичного "Русского альбома", тур по Волге и Сибири, пара лет увлечения православием – лечил ушибленное капитализмом чувство собственной важности, как мог. Но к 94-му году Бориса Борисовича отпустило, и он увлёкся тибетским буддизмом, Кармапа Ченно!
Всё это я к тому, что есть ещё одна причина посмотреть фильм про "ковбоев" – увидеть, как проходило покорение Штатов нашим БГ (по крайней мере, я воспринимаю фильм именно так). Есть лишь одна разница – тогда у "Ленинградских ковбоев" получилось, а у БГ – нет. Может, ему в тот момент не хватило самоиронии?
Впрочем, у Гребенщикова тоже всё хорошо – в середине "нулевых" он дал концерт в лондонском Royal Albert Hall, где не каждый русский рокер играл. Истории успеха разные. А фильм про ковбоев - очень смешной)