Подмосковная весна. Часть 2. Ярополец, усадьба Гончаровых
Продлжаю отчет о нашей поездке в Волоколамск и окрестности.
Следующим пунктом была усадьба в селе Ярополец, принадлежавшая среди многих владельцев тёще Пушкина А.С., матери Натальи Николаевны.
Усадьба эта в настоящее время не музей, а просто дом отдыха МАИ, но это позаволило ей хотя бы сохраниться хоть в каком-то виде (в отличие от соседней усадьбы Чернышевых).
Вот так она выглядела через забор - вековые деревья на фоне голубого неба, розовые кирпичные стены.
И да, тут я поняла, что наступила ВЕСНА - я увидела зеленую травку :)
О деревьях - уж откуда эта байка пошла, я не знаю, но лиственницу перед главным домом связывают с тем самым дубом, что со златой цепью )
Но на точно не дуб, я проверила! Да "Руслан и Людмила" написана на 20 лет раньше, чем Пушкин побывал тут в 1833 и 1834г.
Сохранилось даже письменно свидетельство первого посещения этого места в письме самого Пушкина Наталье Николаевне.
Двадцать четвертого августа 1833 года Пушкин, заехав в Ярополец, посетил могилу П. Д. Дорошенко и на другой день написал из Москвы Наталье Николаевне о теще: «Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому я ходил на поклонение».
Впечатляет и другое каменное здание усадьбы - церковь Иоанна Предтечи (середина 18 века), при этом не самая обычная для России архитектура.
В советское время в нем был клуб, а теперь храм снова действующий - так странно, когда идешь в церкви по паркету. И много света внутри, благодаря большим окнам, что тоже непривычно.
Снять оба здания вместе только против солнца получилось (
Жаль, конечно, что это только дом отдыха, а не настоящий музей - ведь сохранились подробные описания внутреннего убранства.
Интерьеры дома подробнейшим образом описаны Марией Петровной Карцовой-Огаревой, племянницей Е. Б. Гончаровой, урожденной княжны Мещерской — жены последнего владельца усадьбы Н. И. Гончарова. Хотя эти воспоминания относятся к концу XIX — началу XX века, но их автор еще застала обстановку дома пушкинских времен:
«Стены нижнего этажа были художественно расписаны в тонах жженой сепии; у дверей шли вертикальные орнаменты в кобальтовых тонах на белом фоне, удивительно гармонировавшие со стенной живописью, изображавшей уголки парка. Эта живопись была однородна в столовой и прилегавшей к ней гостиной. Потолки в тех же тонах были скромно украшены. В гостиной летящий аист нес в клюве люстру из стеклянных подвесок и кобальтовой фарфоровой середины. Двери были резные, прекрасного рисунка, выполненные местным мастером-крестьянином, славившимся тогда на всю Россию и получавшим заказы для строившихся церквей; его работу можно было увидеть в соборе Н. Афона. Во всем ничего кричащего, а величие и гармония размеров, соединенные с удобством и уютом. Ни за границей, ни в других стародворянских усадьбах я этого не наблюдала».
На втором этаже располагались библиотека, бильярдная и жилые комнаты. М. П. Карцева вспоминает: «Наверху в доме была большая библиотека. При мне остались только длинные застекленные полки высоко на стенах, а шкапы были вынесены в биллиардную там же во втором этаже». Сохранилось и несколько фотографий интерьеров дома, запечатлевших его убранство, которое в значительной мере относится к пушкинской поре.
Посетивший Ярополец в 1903 году Владимир Гиляровский поместил десять лет спустя в журнале «Столица и усадьба» очерк, посвященный усадьбе, в котором, между прочим, приводит рассказы местных старожилов. Воспитанница Натальи Ивановны Авдотья Кузьминична поведала Гиляровскому легенду о том, как во время первого приезда ее благодетельницы в Ярополец после свадьбы Пушкина с Натальей Николаевной со стены в спальне сорвалось и разбилось вдребезги зеркало. Наталья Ивановна сказала тогда: «Не пройдет это даром», — и всю оставшуюся жизнь, после того как Пушкин был убит, она не снимала траура по нему. После смерти Пушкина к ней не однажды приезжала гостить Наталья Николаевна с детьми, погружаясь в воспоминания о том времени, когда она бывала здесь вместе с мужем.
Княжна Екатерина Александровна Мещерская, двоюродная сестра Е. Б. Гончаровой, часто бывавшая в ярополецком доме, вспоминала: «Центральную часть дома занимала парадная зала. Направо была приемная, налево комнаты Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, кабинет поэта». Очевидно, что только из уважения к памяти поэта мемуаристка могла назвать эти комнаты пушкинскими, что, впрочем, закрепилось в сознании нескольких последующих поколений. Так называемая «пушкинская» комната, судя по ее фотографиям и сохранившемуся облику, представляла собою парадную спальню дома. Об этом свидетельствует наличие в ней спаренных колонн, которые отделяли альков от остальной части помещения. Наталья Николаевна занимала эту памятную ей комнату, когда уже вдовою жила в ярополецком доме.
Но усадьба Гончаровых - это не единственная наша цель в Яропольце, так что продолжение следует.
Оригинал поста в моем блоге