Виртуальный мир. Откуда он родом?
– Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сегодня хотелось бы поговорить о цифровом мире. Сейчас специалисты меня всячески обругают и скажут, что это какое-нибудь не цифровое, а аналоговое, или не виртуальное, а наоборот, цифровое, или ещё что-нибудь. Я сразу скажу, что я не совсем разбираюсь в этом хитросплетении терминов, но хотелось бы понять, откуда растут корни как современного телевидения, так и современного цифрового, тире, виртуального мира, в котором мы все, собственно говоря, уже и находимся, –такая матрица.
Недавно какое-то агентство исследования проводило: есть ли вероятность того, что мы находимся в матрице. И эта вероятность оказалась очень высокой. То предположение в фильме «Матрица», которое было высказано, действительно реализовано в этом мире. Я не думаю, что матрица в том виде, в каком она показана в фильме, действительно существует, однако виртуальная реальность, цифровой мир есть, и от этого никто открещиваться, так сказать, не будет.
Так вот откуда всё пошло? Давайте разделим две вещи: современное, скажем, телевидение и как таковой виртуальный мир. Откуда он взялся как метод проживания жизни?
– Прожигания.
– Ну, можно сказать, и прожигания – в результате, на выхлопе!
Значит, откуда он взялся? Для того чтобы понять это, надо примерно определить несколько ключевых параметров этого самого мира. Какой из них ключевой? Это фрагментарность мышления, это фрагментарность самой жизни, это отсутствие целостности картины, понимания, откуда, как и к чему ты идёшь и должен прийти.
То есть само понятие долженствования, оно исчезло. То есть человек живёт ради жизни, ради того, чтобы прожить вот эту самую секунду и поймать тот кусок информации, который ему в этот момент вбрасывается. То есть идут эти постоянные фрагменты. Раз – какой-то факт, раз – какую-то картинку, хлоп – какое-то ощущение, и это всё во многом не связано между собой. То есть связующим элементом между всеми этими кусочками выступает только сам воспринимающий. Ну, то, что мы говорили про Воннегута. То есть человек привязан к креслу в вагоне, на него одеты шоры, и он смотрит в окошко. И за окошком мелькают кадры, мелькают какие-то виды, и он не знает, откуда и куда он едет.
Вот это, собственно говоря, и есть та самая виртуальная реальность. Откуда она взялась? Откуда взялась сама концепция этой реальности? Не будем углубляться совсем далеко, возьмём именно человеческий фактор. Не Воннегут это придумал, хотя Воннегут отразил это в максимально понятном виде для европейского человека, для человека западной цивилизации. А до этого всё это было реализовано на Востоке: Дальний Восток – иероглифическое письмо. Что такое иероглиф? Иероглиф – это та самая картинка, это тот самый бит информации, который не нуждается в предыдущем и последующем, который не нуждается в языке во многом.
Вот Китай же очень интересная страна. Там очень своеобразный говор – китайский язык. Это ведь мы думаем, что он существует, этот китайский язык. На самом деле, его не существует, существует миллион диалектов китайского языка. Есть же такая вещь, когда, например, скажем, узбек может не понять азербайджанца, хотя говорят, в принципе, на каком-то из диалектов когда-то единого, возможно, тюркского языка. Но это всё-таки целый народ и целый народ! В Китае две деревни, которые расположены в пятидесяти километрах друг от друга, могут не понимать язык каждой из деревень – насколько там всё перемешано. Потому что там очень своеобразный язык, там же очень много зависит от интонаций. То есть, скажем, любой язык, к которому мы привыкли, – это некие слова, которые, в общем-то, не меняют на 99 процентов своего смысла от интонации. А в Китае, в этих китайских языках, полностью меняется всё смысловое содержание. То есть это слово может означать просто совершенно другое – не небо, а землю.
Так вот, там был проведён масштабный эксперимент к приведению человека от понимания слов и смыслов к пониманию образов. Иероглиф – это образ, и он несёт совершенно другой функционал, чем слово, написанное буквами. То есть фактически, когда человек смотрит на иероглифы, на иероглифическое письмо, он как будто смотрит телевизор. Это такой прототелевизор: когда идут картинки, кадры, и человек воспринимает их как какие-то вспышки. И что-то потом у него в голове складывается. То же самое иероглифическое письмо – это предтеча современного фрагментарного картиночного мышления. Предтеча телевидения, интернета и прочих видеоблогов. (То есть признаем… – да, иду в струе, плетусь в хвосте у Хача и прочих Ивангаев. Ну, а что делать, куда деваться-то.) Вот это первое – то, что было сделано для отладки этих механизмов, когда ещё недостаточно было технических возможностей, но уже появлялись первые идеи.
Потом пошёл волшебный фонарь. Что такое волшебный фонарь? Это когда вырезаются, рисуются картиночки, и они крутятся одна за другой, получается такой некий мультфильм: какой-нибудь «Халиф-аист» – прыгает какая-то птичка. Потом появляется, естественно, что? Китайский театр теней, в котором ликвидируют объём, всё переводят в плоскость – в двухмерное изображение. Было нормальное, цветное, объёмное какое-то изображение: существо, картинка какая-то, – и это всё взяли, перевели в чёрно-белое, сделали плоским, исключили все детали и показывают вот эти самые картиночки. Это же тоже эксперимент.
– Давая зрителям самим додумать…
– Не давая додумать, а опуская зрителя до этого уровня, исключая всё многообразие этого мира, сводя его до чёрно-белого цвета и плоского изображения. То есть взяли человека и к сплющили его разум, его мозг, его чувства, эмоции, восприятие.
– До единички и нуля?
– Совершенно абсолютно. Вот так людей подводили, во-первых, к фрагментарности мышления, во-вторых, упрощению восприятия и, в-третьих, к переходу в нереальный мир. Потому что реальный мир, все понимают, что он объёмен, что он цветной и так далее, и так далее. А здесь нам – раз и упростили, и убедили людей в том, что это возможно, и что это существует, и что эти картинки – они живые, а вот эти иероглифы –они отражают реальную жизнь. Понятно, что сразу не получилось, потому что чисто технически человеку очень сложно взять и какими-то там плоскими картинками переубедить в том, что надо оторваться от этой красоты, которая нас окружает, и уйти туда, вглубь, это сложно.
Но люди работали, работали и перешли к единичкам и ноликам. А как перешли? Тоже не сразу. Откуда взялось вот это вот: единичка – ноль, единичка – ноль? Ничего не напоминает?
– Чёрное – белое.
– Единичка – ноль… точка – тире, точка – тире – азбука Морзе! Азбука Морзе – исключительно удачный эксперимент по сведению всего богатства человеческой речи к двум знакам: точка– тире. И вот азбука Морзе после того, как она успешно заработала и доказала свою жизнеспособность, была в дальнейшем трансформирована в цифровые коды, вот в эти самые единички, нолики.
Причём я не говорю, что это плохо, я не говорю, что нельзя было использовать азбуку Морзе или нельзя использовать цифровые технологии, – можно и нужно, но когда и где! Когда нужна азбука Морзе? Когда два корабля идут по морю-океану и им надо связаться, а в рупор не докричишься, тогда нужно отработать систему кодированных сигналов, которые позволяли бы на расстоянии быстро привести к общему знаменателю свои действия и не столкнуться. Это да, это нормально. То есть моряки много лет пытались это делать: флажками махали, вывешивали флаги на мачтах. Это были определённые знаки, это всё предтеча азбуки Морзе. Но потом всё-таки придумали радио и сделали эту самую азбуку Морзе. Это было классно, это было здорово, но переводить эти точки–тире в обыденную жизнь, в обыденное общение людей между собой – это крайне плохо, а ведь в конце концов к этому и пришли.
Что такое смайлик? Это те же самые точки–тире, просто уже на другом уровне. Раз, улыбочку отправил – всё нормально; хлоп, СМСку написал – всё путём. А разве можно? В фильме «Бумер 2» было про СМС–культуру. Вот сидит девушка здесь, а парень её на Байкале. И вот он пишет: «как всё клёво», – и ставит смайличек. И как этими тремя словами можно отразить всю красоту Байкала? Ну никак. Однако люди перешли на это. И таким образом, что они сделали? Они, получается, стали картинками из китайского театра теней. То есть они стали плоскими и двухцветными, чёрно-белыми. Вот что такое современный виртуальный цифровой или какой другой мир.
Пусть поправят меня знатоки – я не знаю терминов, но я знаю суть: людей привели к тому, что отлаживали веками на бумаге. И не зря в Китае до сих пор такое значение придают каллиграфии. Когда написав или нарисовав, я не знаю – это же всё-таки искусство, какой-то кисточкой, тушью какой-то иероглиф, китайский мудрец может перевернуть Землю.
– У арабов, кстати, тоже каллиграфия развита.
– Арабская каллиграфия – это немножко другое. Это немножко другое. Арабская каллиграфия отражает красоту слов, но она не переворачивает мир, она не влияет на окружающую обстановку. Принципиальная разница.
– Почему?
– Потому что арабское письмо не является магической формулой. А китайский иероглиф каждый сам по себе – это магия, это сила, это чудо, если его правильно использовать. Великий мудрец, получивший свои знания, тэдэдэдэдэ… – кошмар какой, это ж надо так людей–то унизить.
Но ведь мы смотрим, что получилось. Люди сейчас, сидя в интернете, ведь точно так же думают, что сейчас чудо произойдёт. Вот эти вот написания, стучания по клавиатуре, оно же не просто так – люди же искренне считают: что он сейчас эту свою формулу где-то в цифровую реальность, или виртуальную, запустил и она что-то там изменит. То же самое абсолютно – корни происходят оттуда.
А почему китайцы до сих пор рисуют и думают, это что-то произойдёт – потому что отсталые просто–напросто. Ну, до них ещё не до конца дошло. Скоро они забудут про все эти свои иероглифы. У них останется это на уровне традиций. Я имею в виду не иероглифы как средство письма, а как средство магического воздействия на окружающую среду. Нет, они уже всё начинают понимать, что теперь уже не написанная кисточкой на рисовой бумаге, а именно отстуканная на клаве магическая формула гораздо круче. Они к этому придут. То, к чему европейцы уже добежали.
Поэтому вот отсюда всё это и произошло: иероглифическое письмо, театр теней и азбука Морзе. Обратите внимание, сколь злобны те люди, которые на этих самых китайцах отрабатывали всё это веками.
– Кто отрабатывал?
– Монахи, кто же ещё? В первую очередь францисканцы. Во многом бенедиктинцы, именно они запустили всю эту байду в Китае с иероглифами, а, скажем, в Индии с камасутрой. Это глобальные эксперименты на недочеловеках. И на основе полученных результатов уже были выведены формулы для людей, которые используются сейчас, используются по полной программе. Притом, уважаемые друзья, надо пользоваться цифровыми технологиями, но нельзя позволять, чтобы цифровые технологии пользовали вас, вот и всё.
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!