Экранизация пьесы Островского «Без вины виноватые» Глеба Панфилова, или хуже фильма я не видела давно)
Не смотрю ТВ, предпочитаю кабельное, уже лет 10, но некоторые нашумевшие новинки смотрю, но не «Сваты»)
Недавно попался мне на канале «Культура» фильм по знаменитой пьесе Островского. С детства помню дуэт Тарасовой и Дружникова в главных ролях – матери, потерявшей и нашедшей сына, и ее сына – талантливого актера, найденыша, который мучается от своей «незаконнорожденности».
Что удивляться – 19 век все же! Многие помнят этот старый фильм, и я, несмотря на малый возраст тогда, когда последний раз видела, помню его до сих пор. Интересно было посмотреть на экранизацию мэтра, режиссера Глеба Панфилова, многие фильмы которого стали классикой. И действительно, некоторые очень хороши: «Васса», «Начало», «В огне брода нет», «Тема» - шедевры советского кино.
Везде он снимал свою жену – уникальную актрису Инну Чурикову, и раньше она была на месте. Но в этом фильме что-то сразу пошло не так, хотя звездный состав исполнителей предполагал удачу, по крайней мере, не провал: Олег Янковский, Дмитрий Певцов, Амалия Мордвинова, Альберт Филозов, Виктор Сухороуков, Мария Шукшина.
Первая сцена сразу вызывает недоумение – за столиком в трактире сидят Олег Янковский - Муров (в этот момент актеру 64 года!) и Инна Чурикова - Отрадина (ей 65 лет!) – это влюбленная парочка, у которой есть 5-летний сын. Когда они начинают об этом говорить и о матери героя, которая не дает ему жениться по любви, зритель входит в ступор!
Сколько же лет тогда этой «матери», под 100 что ли?!
**Как бы ни поработали гримеры, возраст виден, и Чурикова никак не выглядит на 25 лет! **Поэтому вся сцена превращается в фарс, мне хотелось крикнуть: «Не верю!», но я сдержалась, пока не появилось еще одно действующее лицо – подруга героини, та самая разлучница, богатая вдовушка, на которой женится наш герой.
Ее играет Мария Шукшина, актрисе 40 лет, она вполне подходит на эту роль, но когда подруги начинают щебетать и обсуждать свои сердечные дела, фраза Станиславского снова крутится на языке. «Подруги» (Чурикова и Шукшина) выглядят, как мать и дочь.
Я уже поняла, что попала на очередную «авторскую» ленту, которая мало имеет общего с пьесой и искусством в целом. Но любопытство взяло свое – я решила посмотреть на еще одного главного героя – потерянного сына Отрадиной, Незнамова.
Каково же было мое удивление, когда я узнала, что знаменитую драматическую роль, которую исполняли звезды прошлого, режиссер доверил сыграть своему сыну – Ивану, юристу-международнику (ни разу не актеру!)
Таланта у сына не оказалось совсем, как и внешне этот упитанный, круглолицый юноша никак не был похож на издерганного, нервного и обездоленного героя.
Он произносил свои реплики примерно так, как и любой из нас, умеющий читать по-русски. Знаки препинания соблюдал, и только. Фильм даже не спас Виктор Сухоруков-отличный характерный актер, который сыграл его друга актера Шмагу.
Мецената театра, богатого купца, изображал, похожий на растрепанного воробья, Альберт Филозов. При всем моем уважении к этому хорошему артисту, это не его роль. Нет ни вальяжности, ни стати, ни барских замашек.
«Не верю!» - во второй, но не в последний раз, сказала я.
Потом я пару серий пропустила - не могла дальше смотреть эту муру, но последнюю, когда происходит развязка, решила посмотреть. Может быть, я была несправедлива, и в этой сцене раскроется талант Ивана Панфилова?
Нет, не раскрылся, увы.
Спокойно он произнес монолог о матерях, которые бросают своих детей. Ни одна жилка не дрогнула на его лице, ни одна слезинка не вытекла. Кремень, а не человек)
А дальше – вы не поверите – Панфилов, не доверяя Островскому, переписал конец пьесы. Осовременил. Сделал полный хэппи-энд. Вы думаете, что хэппи-энд – это то, что мать с сыном нашлись?
Нет, нет и нет. В последней сцене по воле автора фильма семья воссоединяется. Вот она, эта бессмертная концовка.
Мать и сын играют в одном театре. Сын обсуждает с матерью роль Треплева в пьесе Чехова «Чайка» (которая, кстати, была только через 10 лет написана после смерти Островского, ну, допустим!). Потом они садятся пить чай, мирно беседуют, и тут…та-дам… входит «папа», который тоже присоединяется к семейной идиллии.
Тот самый «папа»-Муров, который обманул героиню, сказав, что мальчик умер, отдал его в чужую семью и много лет ничего о нем не знал. Разбил сердце двум людям, а они его простили. Просто ангелы, а не люди! Он все время врал, обещал жениться, а сам предал, да еще и сына отнял, чтобы не было скандала. Концы в воду.
И вот сидят они все, умильно смотрят друг на друга… Сын нежно целует маму, потом папу…
Нет слов. Я бы тут поставила немую сцену, как у Гоголя в «Ревизоре», только изображать застывших «немых» надо было бы телезрителям...
«Не верю»!»- сказала я себе и экрану и выключила ящик.
Семейный подряд «Панфиловы-Чурикова» для меня теперь не существует, а жаль.
Не смотрела 10 лет наше ТВ, и еще столько же смотреть не буду.
А вы что-то находите для себя на родном ТВ?
До встречи на "Голосе"! С любовью, ваша @sofya