Выпьем за филологию!
Можно ли быть христианином и одновременном эпикурейцем? Можно! По крайней мере в истории такие люди встречались. Например, Лоренцо Валла (1407-1457). Этот славный гуманист написал среди прочего примечательную книжку, De Voluptate (Об удовольствиях), в которой смело заявил, что радости жизни есть не что иное, как одно из проявлений любви Всевышнего к своим созданиям. Посудите сами:
«Природа (под которой господин Валла, естественно, подразумевал Бога) выделила роду живых существ одно и главное: сохранять свою жизнь и тело и уклоняться от того, что кажется вредным. Но ничто более не сохраняет жизнь, чем наслаждение с помощью органов чувств, зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания, без чего мы не можем жить».
Или так: «Наслаждение для нас – христиан - это лестница, по которой мы взойдем на небо, когда наши души освободятся от телесного бремени».
Впрочем, рассказать я хотел о другом. Валла был одним из тех энтузиастов, которые грезили античностью. «Наши предки, - с жаром восклицали они, - жили во времена красоты и гармонии и писали на безукоризненной латыни. Вернем же этому прекрасному языку былое совершенство, возродим прежние идеалы, и воссияет солнце!» Это, конечно, не цитата. Но посыл был примерно такой…
Окрыленные своей идеей, эти любители старины ходили по монастырским библиотекам в поисках манускриптов. Обнаруженные работы, которые часто были анонимными, они подвергали тщательнейшему лексико-грамматическому анализу, закладывая таким образом основы новой науки – филологии. В результате многие из них, в том числе Валла, стали столь тонкими знатоками латыни, что могли с завидной точностью определить не только время написания текста, но и его автора.
И однажды Лоренцо, с подачи короля Арагона, Сицилии и Неаполя Альфонсо, который был не в ладах с римским папой Евгением IV, заинтересовался Константиновой грамотой. В этом любопытном документе утверждалось, что, дескать, великий император Константин I (272-337) передает западную часть империи (то есть Рим) на попечение католической церкви. Происхождение этого «сертификата» доподлинно неизвестно, однако начиная с XI века, понтифики регулярно на него ссылались, утверждая, что имеют полное юридическое право на власть во всем христианском мире.
Так вот, внимательно изучив артефакт, господин Валла сделал громкое заявление: «Не смешите меня, это никак не могло быть написано ранее VIII века». В этой связи он даже сочинил трактат с длинным названием De falso credita et ementita Constantini Donatione declamatio (Рассуждение о подложности так называемого Константинова дара). Церковь, конечно, отпиралась, мол, все это происки вредителей. Но репутация уже была подмочена…
Однако вот что интересно: по закону жанра, после такой эскапады Лоренцо Валла должен был стать заклятым врагом Святейшего престола. Но этого не случилось. Напротив, новый понтифик Николай V (Томмазо Парентучелли, 1397-1455) назначил дерзкого филолога на должность секретаря папской курии, что в просвещенных кругах назвали «триумфом гуманизма над ортодоксией!»
(С) Денис Кокорин