Кинематограф ВОВ. часть 2
Можно неоднозначно относиться к роли ВОВ в развитии кинематографа СССР.
Одна сторона медали - это очевидно отрицательное, пагубное влияние войны. Многократные бомбардировки "Мосфильма" и "Ленфильма", блокада в Ленинграде привели к эвакуации Студии художественных фильмов в глубокий тыл, в Среднюю Азию. Но вторая сторона - сколько война родила тем и идей у советских режиссеров!
На период войны кинематографу того времени было характерно следующее:
- Полная перестройка кинопроизводства. На первом плане у советского кино в те годы на первый план вышла следующая задача: была необходима мобилизация духа сил народа. Лучшим средством политической агитации в эти годы стал Кинематограф.
- Метаморфозы происходили и с самим фильмом. Скорость и своевременность художественного отклика на происходящие события стали особенно важными. Благодаря чему были распространены такие жанры как документально- публицистические фильмы, военные драмы и короткометражные новеллы.
- Значение различных видов кино в годы ВОВ стало иным. Лидирующее место занимала кинохроника, как самый оперативный вид кино, как вид информации и публицистики. Она заняла место рядом с газетной периодикой. Многие операторы участвовали в военных действиях и отдавали жизни в битвах за родину.
Художественная кинематография стала иным, чем до войны, но по-прежнему могучим средством идейного воспитания. Наиболее популярным жанром стала агитационная новелла. Все чаще выпускались "Боевые киносборники", состоящие из короткометражных фильмов.
Основными темами художественных фильмов стали патриотизм, героизм, ненависть к фашизму, мужество женщин и детей, партизанская борьба. Все эти фильмы носили как пропагандистский характер, так и одновременно отражали происходящую действительность.
Легендарным стал военный фильм «Мои земляки» по повести Льва Славина, повествующий о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого, но бедового парня из Одессы, и Александра Свинцова — «Саши с Уралмаша», преисполненный юмором, добротой и таким пониманием солдатской жизни, что картина пользовалась успехом долгие годы.
Уже к концу войны жанры стали куда разнообразнее: агитационная новелла, комедия, историческая трагедия, историко-революционные и исторические фильмы, экранизировались произведения классической литературы.
P.s. К сожалению, пост вынужден скинуть без картинок, так как в сети нет изображений, которыми разрешено пользоваться в коммерческих целях....