[Спорт]: балероны, гимнасты и билдеры. Часть 2
Продолжение. Начало см. здесь
Так почему функциональные возможности гимнастов и танцоров превосходят таковые у культуристов?
Объяснить это очень легко. Дело в том, что билдеры и гимнасты преследуют принципиально разные цели. Для культуристов первостепенен вид тела (как можно бОльшая мышечная масса), в то время как в гимнастике и танцах важны возможности тела (техничность, выносливость, сила, гибкость, координация).
Если для бодибилдеров упражнения - инструмент для "стройки" тела, то для гимнаста отработка упражнения и есть самоцель.
С учетом этих целей строятся тренировки. Для бодибилдера важно нагрузить мышцы, нанести им микротравмы, чтобы после заживления они стали больше. У гимнастов и танцоров в приоритете тренировка не столько мышц, сколько нервной системы.
Тренировочный процессу у пауэрлифтеров и бодибилдеров подразумевает многолетнее и постепенное выведение линий бицепса, трицепса, плечевых мышц, рельефного пресса. У гимнастов практически вся мускулатура тела в процессе тренировок развивается комплексно, влияя на общий объем мышц, их рельефность, одновременно повышая мышечную силу, гибкость и выносливость.
У бодибилдеров почти всегда существует дисбаланс, обусловленный наличием излишней мышечной массы, которая сильно ограничивает гибкость, подвижность, скорость, быстроту реакции.
При этом нельзя осуждать способы достижения желаемого результата одной стороной и единогласно одобрять способы, методики, используемые другой. Так, например, известно, что многие легкоатлеты в процессе подготовки проходят дополнительную тренировку, предполагающую силовые упражнения на обычных тренажерах, которые сегодня можно встретить практически в любом фитнес-центре.
Также гимнасты и танцоры вынуждены соблюдать довольно строгий режим питания, придерживаясь специально разработанных для них диет. Кроме того, совершенно не стоит отвергать употребление стероидных, прочих стимулирующих препаратов.
Однако тренировочный процесс легкоатлетов больше ориентирован именно на развитие относительной силы, а не на увеличение мышечной массы. Ведь избыточная мышечная масса очень сильно ограничивает подвижность и функционал гимнастов, танцоров балета, сковывая их движения, что совершенно недопустимо в балете или в той же гимнастике.
По многим показателям гимнасты уступают бодибилдерам. Само собой, чем большие веса ты используешь при тренировках, тем больше твоя абсолютная сила. Пример - любое упражнение, где используется утяжелитель помимо собственного веса: штанги, гири. Точно так же бодибилдеры проигрывают по множеству других показателей гимнастам.
Гимнасты и танцоры балета вполне могут осилить взятие средневесовых снарядов, которые в процессе своих тренировок используют пауэрлифтеры и бодибилдеры.
При этом совершенно нельзя утверждать, что бодибилдеры способны повторить хотя бы малую часть тех упражнений, которые в своей повседневной практике используют те же самые гимнасты или танцоры балета. Поскольку тренировки последних ориентированы на выработку выносливости, а не максимальной, взрывной силы ("рванул 200 кг - и упал, отдыхать").
Впрочем, и в гимнастике, и в балете существует много методик, позволяющих развивать свою технику под влиянием дополнительных весовых нагрузок. Это делается для того, чтобы спортсмен или танцор балета при выполнении подобных элементов в последствии мог чувствовать себя значительно легче, не подвергая свой организм избыточным нагрузкам.
Но отрицать массовое использование стероидных препаратов легкоатлетами и бодибилдерами не имеет никакого смысла. Достаточно вспомнить грандиозных допинговый скандал, который помешал российским спортсменам попасть на летнюю олимпиаду в Рио-де-Жанейро.
Специфика тренировочного процесса и питания - это важно! - неизбежно обуславливает особенности формирования конституции спортсменов в каждом из перечисленных видов деятельности, включая балет, бодибилдинг и гимнастику.