ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ (ПОСЛЕСЛОВИЕ)
Тут недавно написал я небольшой пост, что художественные книжки должны быть интересными, иначе их нет смысла читать. Мне казалось – мыслишка так себе, это вроде бы и лысому ёжику должно быть понятно, просто высказал я её на эмоциях, когда пытался вдолбить внучку школьное задание – прочитать Гоголя, «Ночь перед Рождеством». Но получилась нехилая дискуссия, где меня стали уверять – кто ласково, а кто грубо – что я тёмный и тупой, жалкая ничтожная личность по сравнению с теми, кто эту книгу прочитал, да и другие подобные. Честно, я был удивлён. Ну, когда в школе записные отличники уверяли на уроке литературы, как они счастливы от того, что прочитали «Что делать?» или там «Войну и мир» - это понятно, они боятся получить в четверти четвёрку. Но сейчас-то зачем пыжиться, когда все эти грозы отгремели и можно жить без понтов и выгибонов? Нет, оказывается – нельзя.
Русская художественная литература – величайшая мировая культурная ценность.
Братцы, да разве я против? Египетские пирамиды – тоже ценность, и тоже культурная. Но никто же не требует от египтян, чтобы они свои пирамиды грызли, для усвоения, так сказать? Ну введите факультатив – история литературы, расскажите там про то, какие книжки нашумели в своё время – но зачем же их читать? Ну, приведите абзац из «Войны и мира» для иллюстрации, и пошли дальше… Зачем же детишек мучать? Эта книга была написана графом для своего круга – дворян 18-го века, для взрослых, знающих тогдашнюю жизнь господ, тогда она была актуальна (и то – только для дворян!), и проблемы там поднимаются из жизни этого узкого общества. Да я не против – читайте, если кому интересно, но нас-то за что?
Я – дебил с заплывшими жиром мозгами (и прочие весьма некорректные высказывания, как будто я своим отказом читать эту лабуду добровольно – буквально плюнул в кашу нашим культуртрегерам, став им личным врагом по жизни, хотя у меня к ним нет никакой ненависти – да и с чего бы? Читайте – кому что нравится, и не требуйте от соседа, чтобы его вкусы совпадали с вашими!) То, что эти книги невозможно читать без напряжения – оказывается – их достоинство, так как тренирует мозги и повышает интеллект. Но почему мозги надо тренировать чтением неинтересных книг, когда в мире полно интересных? И почему интеллект повышается именно от чтения книг про жизнь русского дворянства 18-го века? Почему не заменить это занудное чтиво интересными книгами о современных героях, живущих в наше время? Ну – я везде буду говорить про себя и про своё время – мне нравились «Белеет парус одинокий», «12 стульев», «Два капитана», «Школа» (Гайдара). Неужели эти книги плохи для развития интеллекта? Почему его нужно повышать чтением именно скучных книг, которые читают из-под палки? Эта «классика» давно пережила своё время, её реалии и приметы жизни не соответствуют настоящим… Когда-то они были интересными, ими зачитывались – теперь пришло другое время, интересны другие книги – ну, так давайте читать современников! Веллер, Акунин, - да мало ли?
Классическая литература учит жизни.
Да ерунда полная, братцы – жизни учит только сама жизнь, а многих и она не учит. А вы приглядитесь к авторам всей этой русской классики. Кто они, что за мудрецы? Достоевский – пишет свои сложносочинённые истории за деньги, стремясь написать как можно быстрее и побольше – чтобы всё проиграть в казино и слёзно просить всех вокруг одолжить ему хоть сколько… Да, он очень подробно, даже болезненно точно передавал психологию своих слегка шизанутых героев, из-за чего прослыл тонким психологом… А по-моему – он описывал сам себя. Этот мудрец и учитель жизни прожил некрасивую и тяжёлую жизнь – никому такой не пожелаю. И чему вы хотите у него научится, болезные?
Что может знать о человеке ходок Пушкин и мизантроп Лермонтов? Что может знать о реальной жизни обласканный властью Горький? Русская культура? Неужели она заключается в байках, которые написали обычные мужики за деньги, которые ничем не лучше нас с вами? Где ценится умение хорошо рассказывать байки? Там, где скучно и нечего делать – например, в тюрьме. Так такой рассказчик пользуется уважением, его даже подкармливают. Но на свободе всем уже не до него, некогда байки слушать, надо дело делать. Правда, некоторые особо ушлые, выйдя на свободу, издавали свои тюремные выдумки получали неплохие гонорары («Наследник из Калькутты»).
Авторитет любой держава определяется не такой вот культурой, а тем уровнем развития, который она сумела достичь. Архитектурой, технологией, уровнем жизни граждан. Японию уважают не за хокку о жизни самураев и прочим японским экзотическим штукам, типа икебаны, а за электронику и машиностроение, и достигнутый уровень жизни (японские пенсионеры в роли путешественников по миру). А вы хотите гордиться великой литературой. Ну-ну, но я бы предпочёл гордиться чем-нибудь более реальным – ну там – швейцарскими пенсиями или американским уровнем жизни. Понимаю, как это непатриотично, но когда в космической державе собирают по миру деньги на лечение детей – то что-то мне мешает гордиться русской классикой – лучше бы больницы нормальные построить и врачей научить, а то они «Войну и мир» - читали, а вот лечить не умеют и направляют за границу (тех, у кого деньги есть, остальным можно продолжать читать классику и не отвлекаться).